Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Моя семья»

Ход игры

1.Беседа: Сегодня мы поиграем в игру «Семья».Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».

— Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?

— Какие обязанности у папы?

— Какие обязанности у мамы?

— Что делает их ребенок?

— Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

— Дети, а если кто – то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать? (Обобщаю ответы детей).

2. Стук в дверь. Приносят куклу Машу, которая просит проводить ее домой к маме и папе. Она капризничает, потому что у нее болит горлышко.

— Дети чтобы не огорчать куклу Машу, давайте мы станем ее семьей и позаботимся о ней.

Машу нужно срочно сводить к врачу! Правильно? (Ответы детей)

А ещё наша семья и другие посетители будут ходить в магазин и парикмахерскую. Для чего люди ходят в магазин (обобщаю ответы детей, а в парикмахерскую (обобщаю ответы детей?

— Как вы думаете, с чего мы начнем игру?

3. — Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, кто врачом, ведь кукла больна., Кто будет помогать врачу, будет медсестрой? Аптекарем? Кто будет работать парикмахером? Продавцами? Кассирами? Директором магазина?

(распределение ролей по желанию детей)

— А что еще нужно для игры?

— Правильно, надо выбрать место для игры.

(Выбор места игры)

— Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.

4. Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Сегодня выходной день.

— Что делает утром мама? (готовит завтрак)

— Что делает папа? (занимается с ребенком).

Доченька Машенька капризничает, плачет. (В роли куклы Машеньки воспитатель)

— Как вы думаете, дети, почему плачет Маша? (Она больна)

— Мама и папа может у вашей дочки высокая температура?

— Что нужно сделать?

Мама трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. У ребенка высокая температура. Мама и папа обеспокоены.

— Что же предпринять, ребята, папе и маме? (вызвать врача)

Папа берет телефон и вызывает врача

Диалог папы с врачом поликлиники

Папа: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Дочка заболела. У нее высокая температура.

Врач: Назовите ваш адрес?

Папа: ул. 8 марта, дом 5, кв. 8

Врач: Ждите, выезжаем.

Приезжает врач.

(Папа встречает врача и приглашает в дом)

— Дети, что сначала должен сделать доктор? (Помыть руки)

Доктор осматривает девочку (глазки, ушки, горлышко) ставит градусник, затем делает укол, выписывает рецепт и просит завтра прийти в поликлинику к врачу- педиатору.

Мама укачивает дочку.

Папа идет в аптеку за лекарством.

— Ребята, кто из вас был в аптеке? Как называется профессия людей, которые работают в аптеке?

— Здравствуйте.

— здравствуйте.

— У вас есть это лекарство? (Протягивает рецепт аптекарю)

-Да. 4 рубля.

— Пожалуйста. (Протягивает в окошечко деньги)

— Возьмите лекарство.

— До свидания

Машу поят сиропом. Укладывают спать. Она здорова.

5. – Дети, вам понравилась игра?

— Что понравилось тебе, Софья? Артем? И т. д.

— Были ли у вас такие случаи дома?

— Как вели себя врачи «Скорой помощи»?

— Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?

«Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: формирование представления о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.

Задачи: учить детей отражать в играх события реальной жизни; воспитывать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей.

Оборудование: посудка, детская одежда, тазик.

Ход игры:

Организационный момент

Беседа с детьми: Дети, что такое семья? Это мама, папа и вы.

Распределение ролей

— Я хочу предложить вам поиграть в семью. Для этого нам нужно определить, кто будет папой, кто мамой и кто будет ребёнком. Кто из вас хочет быть папой? Что будет делать папа? (ходить на работу, помогать во всём маме) А кто будет мамой? Что будет делать мама? (стирать, убирать, готовить кушать) А кто хочет быть ребёнком? Что ты будешь делать? (играть, рисовать, помогать маме и папе).

Обыгрывание ролей

Дети выполняют свои роли, воспитатель поправляет и направляет их на определённые действия.

В процессе игры дети используют посудку (мама моет, а ребёнок вытирает её, одежда кукол и тазик (стирают одежду в тазу). Мама готовит еду, ребёнок ей помогает. Папа пришёл с работы, мама накрывает на стол, папа кушает. Затем убрали посуду со стола и помыли. Постирали одежду в тазу, посушили, погладили её. Вечером все легли спать.

Итоги игры: Воспитатель говорит, кто из детей лучше всего справился со своей ролью и поясняет детям, что всегда нужно помогать своим родителям готовить, стирать, убирать за собой вещи и игрушки на место.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» во второй младшей группе

Развитие и активизация сюжетно ролевой игры «Семья»

Задачи:

Формироватьумения:

1. принимать на себя роль и обозначать ее для партнера.

2 . осуществлять специфические для роли условные предметныедействия.

3. развертывать специфическое ролевоевзаимодействие — ролевой диалог.

4. изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров.

5. менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегосясюжета.

6. реализовать специфическиеролевые действия, направленные на партнера -игрушку,развертывать партерное ролевое взаимодействие,элементарныйролевой диалог с партнером — сверстником.

7. развивать игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы.

Методика руководства:

1.Совместная игра воспитателя с ребенком «Семья»

Игра длится 7-10 минут

Воспитатель начинает игру с куклой:

— Доброе утро Сонечка.

— К нам сегодня в гости, приедет бабушка.

— Мама, а что мы приготовим для бабушки?

— Давай испечем для нее малиновый пирог.

— Соня ты будешь мне в этом помогать?

— Буду, мамочка.

— Сейчас, мы с тобой приготовим, все необходимые продукты для пирога и начнем его печь.

— Ой, как интересно.

Монолог продолжается 1-1,5 минуты.

Воспитатель приглашает в игру ребенка:

— Ксюша, давай ты будешь , мамой.

Ксюша соглашается.

Ксюша: -Просыпайся Сонечка, мы сегодня ждем в гости бабушку.

Воспитатель: — доброе утро, мамочка, а что мы для бабушки вкусненького приготовим. .

Ксюша: — Бабушка очень любит малиновый пирог.

Воспитатель: -Мама, тогда давай для нее испечем пирог.

Ксюша: Давай, Сонечка. Ты будешь мне в этом помогать?

Воспитатель: Конечно, мама.

Ксюша: — Тогда, давай приготовим все нужные продукты и начнем печь торт.

Воспитатель: Ксюша, ты кто?

Ксюша: я мама.

Воспитатель: А я Соня, давай сейчас поменяемся, я буду мамой, а ты Соней.

Ксюша: Давай.

Воспитатель: -Ну, что Соня все продукты мы с тобой приготовили, но малины у нас нет.

Ксюша: -Мама и, что делать?

Воспитатель: -Сейчас мы с тобой пойдем в магазин.

Ксюша: — Хорошо.

Воспитатель: — Вот, мы с тобой и пришли в магазин.

Ксюша: — Мама, где же находится малина?

Воспитатель: Соня, вот в этом отделе.

Ксюша: — Можно, я сама выберу.

Воспитатель: Конечно, можно и я тебе тоже помогу.

Ксюша: — Мама, нам хватит, столько малины на пирог.

Воспитатель: — Да, Соня.

Воспитатель: Ксюша, ты кто?

Ксюша: — Я Соня.

Воспитатель: — А я мама.

Воспитатель втягивает в игру второго ребенка, замыкает детей в ролевом взаимодействии.

Воспитатель: — Света, подойди сюда, пожалуйста, ты кем хочешь быть мамой или Соней?

Света:- Соней.

Воспитатель: — Ксюша, а ты значит опять будешь мамой, хорошо?

Ксюша соглашается.

Воспитатель: — Света, ты кто?

Света:- я Соня.

Воспитатель: Ксюша, а ты кто?

Ксюша: я мама.

Воспитательница выходит из игры и наблюдает за игрой или идет играть с другим ребенком.

2. Совместная игра воспитателя с ребенком«Семья»

Игра длится 7-10 минут

Воспитатель отгадывает во что играет ребенок

Воспитатель: — Нелли, ты играешь в дочки матери?

Нелли: — Да.

Воспитатель: Ты, кто.

Нелли: — Я, мама.

Воспитатель: — А давай, Нелли теперь ты будешь дочкой, а я мамой?

Нелли: — Давай.

Воспитатель: — Дочь, давай приготовим, для папы суп.

Нелли: — Давай, мама.

Воспитатель: — Какой мы будем готовить суп, борщ или щи?

Нелли: — Давай, борщ.

Воспитатель: — Нелли, ты кто?

Нелли: — Я Дочка.

Воспитатель: — А я мама, давай поменяемся, ты будешь мамой, а я дочкой.

Нелли соглашается.

Воспитатель: — Мама, посмотри. да у тебя свекла закончилась.

Нелли: -Нужно посмотреть в другом ящике .

Воспитатель: — Давай, вместе посмотрим.

Нелли: -Вот, нашли. Давай бери и пойдем готовить борщ .

Воспитатель: — Хорошо.

Воспитатель: — Нелли, ты кто?

Нелли: — Я мама.

Воспитатель: А я дочка.

Воспитатель втягивает второго ребенка, замыкает в ролевом взаимодействии.

Воспитатель: — Милана хочешь быть дочкой.

Милана: Хочу.

Воспитатель: — Нелли, ты кто?

Нелли: — мама.

Воспитатель: — Милана, а ты кто?

Милана: — дочка.

Воспитатель выходит из игры и наблюдает за игрой детей или уходит играть с другими детьми.

3. Совместная игра воспитателя с ребенком «Телефон» по теме «Семья»

Воспитатель — мама разговаривает по телефону с одним ребенком Кристиной – дочкой. Рядом могут сидеть несколько детей и воспитатель разговаривает с каждым из них по очереди.

Телефонный разговор:

Воспитатель: — доченька, это мама я хорошо добралась до бабушки и дедушки.

Кристина: — Очень хорошо мама.

Воспитатель: — Пирог с малиной им принесла.

Кристина : — Ну, как понравился им пирог?

Воспитатель: — Да, очень понравился.

Кристина: — Я, очень рада. Как там бабушка с дедушкой поживают?

Воспитатель: — Хорошо, привет тебе передают. Ждите меня ,я завтра приеду.

Кристина: — Хорошо.

Воспитатель: — Встречайте меня с папой, на автобусной остановке.

Кристина: — Хорошо, встретим.

Потом дети играют одни. Воспитатель наблюдает за игрой.

4. Совместная игра воспитателя с ребенком «Семья» по русской народной сказке «Колобок».

Воспитатель берет на себя роль главного героя и того кто появляется первым – Колобок и подходит к любому ребенку.

Воспитатель: — Я Колобок, а ты кто?

Саша: — а я зайчик?

Воспитатель: — Зайчик, помоги мне, пожалуйста, я с бабушкой живу, покатился я погулять, да и потерялся? Может ты знаешь, где бабушка живет?

Саша: — конечно, знаю. Я тебя отведу.

Воспитатель: — Ой зайчик, смотри впереди болото. Давай ты иди вперед и прыгай по кочкам, а я за тобой.

Саша: — Давай.

Воспитатель: — Зайчик, смотри кто это. Да это Лиса и Волк, я боюсь. Давай спрячемся.

Саша: — Давай скорее спрячемся, я тоже боюсь.

Воспитатель: — Зайчик, смотри какая высокая гора, как мы дальше пойдем?

Саша: — Колобок, ты держись за палку, я тебе помогу перебраться.

Воспитатель: — А, вот и река, как дальше?

Саша: — Вон, видишь бревно, на нем и поплывем.

Воспитатель: — Зайчик, какой ты молодец.

Саша: — А вот, эта дорожка прямо к твоей бабушке приведет.

Воспитатель: — Ура, я вижу бабушкин дом, спасибо тебе зайчик, пойдем к нам в гости, бабушка тебя пирожками угостит.

Саша: — Пошли, я люблю пирожки.

Эта игра повторяется в течении года много-много раз, с разными детьми. Дети могут называться не только зверями, а теми кем хотят. А воспитатель направляет ребенка уже на свою тему.

Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»

Программные образовательные задачи:

Обучающие:

  1. Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.

  2. Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.

  3. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к игре.

  2. Развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает? ». Чтение художественной литературы: «Мама», «Братик», «Работа» Д. Габе из серии «Моя семья». Дидактические игры: «Как нужно встречать гостей», «Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду) ».

Материалы и оборудование: Куклы, игрушечная посуда, мебель, туалетный столик с зеркалом, полотенце, фен, халат для парикмахера, пустые флакончики из под шампуня, крема; набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты. Касса, наборы продуктов, фартук для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, весы, пакеты, предметы – заместители.

Ход игры:

1.Вводная часть:

Дети входят в группу под песню из мультфильма «Про мамонтёнка, который ищет маму», садятся полукругом. Перед ними коллажи на тему «Моя семья»-совместное творчество детей и родителей.

-Ребята, вы любите отгадывать загадки? (ответы детей). Я вам загадаю загадку а вы попробуйте отгадать о чём она.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит Вас, друзья?

Ваша дружная …. (семья)

-Какие вы молодцы, как быстро отгадали загадку.

-Есть такая пословица «Вся семья вместе и душа на месте».

-Как вы её понимаете? (дети высказывают своё мнение).

2.Беседа о семье.

— Как вы думаете, что такое семья?

— Какие обязанности у вашей мамы?

— Ребята, а чем в вашей семье занимается папа?

— Скажите, а какой ваш папа?

— Какая ваша мама?

— Расскажите, как вы заботитесь о своих близких?

— Как помогаете им?

-Ребята, а как вы думаете можно про нас с вами сказать, что мы одна большая и дружная семья?

— Ребята, а давайте поиграем и превратимся в настоящую семью.

-Что нам нужно сделать для того чтобы случилось чудо, случилось превращение ? (произнести волшебные слова, взмахнуть волшебной палочкой, пригласить в гости Филимона Коттерфильда-кота волшебника…).

-Оглянитесь вокруг. Может вы заметили в нашей группе что-то необычное, волшебное, то что поможет нам в нашей игре.

Дети находят волшебный сундук.

5. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья». Распределение ролей.

-Этот сундук поможет нам с вами превратиться в дружную семью.

-Посмотрите, на нём даже волшебные слова написаны. Давайте их произнесём.

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем.

Мы волшебный мир откроем.

О котором не забудем.

Дети произносят волшебные слова, закрывают глаза, звучит магическая музыка и сундучок открывается. Музыка заканчивается, дети открывают глаза.

-Сундучок открылся и он поможет нам с вами распределить роли. В нашей с вами семье будут мама, папа, маленькая дочка, бабушка, дедушка, брат, сестра.

-Подойдите к сундучку и выберете для себя роль .А мы попробуем отгадать, кем каждый из вас будет в нашей игре.

-Ребята, кем будет Валя? (мамой).

-А Игнат? (Игнат будет папой.

-Как вы догадались? (он надел галстук).

-Кто же будем маленькой дочкой? (Даша).

-Данил выбрал для себя роль дедушки. Давайте предложим дедушке почитать газету.

-Айлин — роль бабушки. Бабушка старенькая, она надела очки, платок и фартук.

-А кто будет братом и сестрой? Братом и сестрой будут Софья и Рома.

-Ребята, я хочу вам открыть секрет. У маленькой Даши сегодня день рождения и чтобы праздник получился нам нужно распределить ещё несколько ролей: продавец и парикмахер.

Ребята, а вы уже догадались, кем будет Настя? (ответы детей).

-Совершенно верно. На ней форма продавца – фартук, чтобы продавец не испачкался когда продает товар.

-Еще нам нужно выбрать парикмахера, кто будет делать прически Даше и маме.

-Кто же будет парикмахером? Кто будет делать причёски маме и Даше?

Дети предлагают выбрать парикмахером Софью. Софья одевает форму парикмахера.

А остальные ребята придут в гости к нашей кукле Даше. Ребята не забудьте в гости на день рождения нужно приходить с подарками. Что можно подарить Даше? Ребята, где мы можем взять подарки? (дети предлагают свои варианты ответа).

Ребята, а давайте мы сделаем красивые открытки для Даши своими руками. Дети проявляют интерес, соглашаются.

6. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».

-Давайте мы пройдем в наш игровой уголок и займем свои места согласно выбранной роли.

-Семья, в которой праздник, живут в этом доме. Сегодня выходной и праздничный день.

-Давайте посмотрим, что же делает утром мама?

Мама: Игнат, Даша, идите завтракать. Сегодня праздничный день и у нас много дел. Мы с Дашей пойдем в парикмахерскую, а ты пока сходи в магазин, купи продукты для праздничного ужина и помоги бабушке, пока мы не вернёмся.

Мама даёт папе список продуктов, сумку, кошелек. Сама собирает Дашу в парикмахерскую.

Продавец готовит к открытию свой магазин, а парикмахер ждет прихода посетителей.

А гости отправляются в творческую мастерскую и готовят для именинницы подарки — открытки.

-Мама, папа и Дашенька пошли по своим делам, а бабушка, дедушка и старшие брат и сестра наводят в доме порядок.

Бабушка готовит праздничный ужин, печет пироги, а старшие дети накрывают на стол.

А мы пока посмотрим, что же делает папа. Вот здесь у нас магазин, сюда наш папа пришел за покупками.

Нам даёт товар и чек.

Не философ, не мудрец

И не суперчеловек,

А обычный … (продавец).

-Здравствуйте, сегодня у моей дочери день рождения. Мне нужны самые лучшие и свежие продукты.

-У нас всегда только свежие продукты. Что я вам могу предложить?

-У меня здесь целый список. Посмотрите, пожалуйста.

-Все это вы сможете купить в нашем магазине.

Продавец по списку выкладывает товар на прилавок.

-С вас 9200 тенге.

-А вы карточки принимаете?

-Да, конечно, ведь у нас современный магазин.

Папа укладывает покупки в пакеты. Возвращается домой.

-Зачем нас столько еды, кто это будет есть? Опять полдома гостей позвала (потихоньку ворчит).

А вот здесь у нас работает парикмахерская.

Смотрите также:  РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Развитие памяти и внимания

У этой волшебницы, этой художницы,

Не кисти и краски, а гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснётся, тот станет красивый.

7. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

В парикмахерскую пришли мама и дочка Дашенька.

-Доброе утро. Чем я вам могу помочь?

-Здравствуйте. У моей дочки сегодня день рождения. Мы бы хотели сделать красивые причёски.

-Посмотрите пока журналы, а я сделаю причёску вашей дочке.

-Как её зовут?

-Её зовут Даша.

Ребёнок, выполняющий роль парикмахера делает причёску кукле Даше.

-Причёска готова.

-Очень красиво получилось Спасибо вам.

-Вы что-нибудь выбрали для себя?

-Да, я выбрала вот эту причёску.

-Очень хороший выбор. Проходите в кресло. Сегодня вы будете самой красивой на вашем празднике.

Парикмахер делает причёску. Мама благодарит за работу, прощается, уходит.

Парикмахер обращается к гостям: вам нравятся прически, которые я сделала маме и Даше? Может кто-то из вас желает сделать себе прическу?

Сюжетно-ролевая игра «Творческая мастерская».

-А в мастерской в это время кипит работа.

Дети выполняют открытки для Даши по собственному замыслу.

Выход из игры:

Звучит спокойная музыка.

-Наступил вечер. Закрывает магазин и уходит домой продавец Настя. Готовит к следующему рабочему дню и закрывает парикмахерский салон Софья. А вся семья собирается за праздничным столом.

Звук дверного звонка. Пришли гости. Мама встречает гостей. Гости здороваются, проходят, вручают подарки, говорят поздравления, садятся за стол. Все пьют чай.

Предлагаю ребёнку, выполняющему роль мамы пригласить гостей-зрителей за праздничный стол.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней группе детского сада.

Ведущая образовательная область: «социально-коммуникативное развитие» с интеграцией других образовательных областей.

Цель: Обогащение социально-игрового опыта детей.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:

— приучать детей распределять между собой роли и действовать согласно выбранной роли, развивать сюжет;

— выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к созданию самостоятельных игровых замыслов;

— побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (посещение магазина, врача, аптеки);

— обогащать социально-игровой опыт детей по сюжету «Семья», по ситуации дочка заболела, вызов врача, поход в аптеку и магазин.

— обогащать словарный запас детей (касса, чеки, аптекарь, лекарственные препараты и т д).

2. Развивающие задачи:

— развивать интерес к игре;

— учить объединяться в группы в игре;

— развивать ролевую речь;

— знакомить детей с правилами поведения в магазине, в аптеке.

3. Воспитательные задачи:

— воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду;

-воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Предварительная работа.

Совместная деятельность взрослого с детьми:

  1. Познавательно-речевое развитие.

— Беседы: «Как мы играем в куклы», «Какая бывает посуда», «Как я маме помогаю», «Кто , кем работает?».

— Беседы с опорой на личный опыт детей: «Как мы ходили к врачу», «Как мы измеряем вес и рост?», «Что делать, если поранились?», «Что продают в аптеке?», «Как мы ходили в магазин», «Как работает продавец», «Вежливые покупатели».

2. Художественно-эстетическое развитие.

— Лепка: «Витамины», «Угощение для куклы».

— Рисование: по представлению «Скорая помощь», по замыслу «На чём бы ты хотел путешествовать?»

Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре: рисование и лепка (из теста и пластилина) продуктов, овощей, изготовление рецептов, ценников, денег.

Организация витрины магазина и аптеки.

Коммуникация.

«Мама», «Братик», «Работа» из серии Д. Габе «Моя семья»

«Большая стирка» А. Кардашова

«Спать пора» П. Воронько

«Лечу куклу» П. Образцов

«Мы с Тамарой» А. Барто

«Айболит» К. Чуковский

«Ниночкины покупки» Ю. Владимиров

«Овощи» Ю. Тувим

«Весёлый магазин» Э. Машковская

«Три копейки на покупки»

Рассматривание иллюстраций с режимными процессами.

Дидактические игры:

«Дочки-матери», «Угостим куклу чаем», «Как нужно встречать гостей»,

«Для чего эта посуда?», «Что нужно врачу», «Измерим Мишке температуру», «Поучим зайку правильно разговаривать с продавцом», «Что лишнее?»

Экскурсия в медицинский кабинет.

Занятие по развитию речи: составление рассказа по картине «В магазине».

Взаимодействие с родителями:

Обеспечение атрибутами к игре: коробки от конфет и лекарств, бутылочки от йогуртов, кетчупов и т д.

Материалы:

Куклы, игрушечная посуда, постель для кукол, инструменты, игровой набор «Доктор», белые халаты для врача и аптекаря, рецепты, телефон, наборы продуктов для магазина, касса, игрушки, газеты, книги, кошельки, деньги, ценники, весы, пакеты, предметы-заместители.

Структура сюжетно-ролевой игры:

  1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья».
  2. Сюрпризный момент (приходит кукла Маша).
  3. Распределение ролей игры «Семья» по желанию детей.
  4. Совместная с воспитателем игра.
  5. Итог игры.

Игровые роли:

Мама, Папа, Дочка (кукла), Продавцы, Врач, Медсестра, Аптекарь, покупатели.

Ход игры:

  1. Предварительная беседа.

— Ребята, в народе говорится «Добрая семья прибавит разума-ума.»

А вы знаете, что такое семья? Почему семья может прибавить ума?

— Кто есть в семье?

— Что делает папа?

— Что делает мама?

— Что делает их ребёнок?

— Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

— А если, кто-то из вашей семьи заболел, что нужно делать? (ответы детей обобщаются)

— Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая так и называется Семья».

  1. Сюрпризный момент.

Раздаётся стук в дверь. Приносят куклу Машу. Она заблудилась и хочет домой к своей семье. Давайте ей поможем.

— Как можно помочь Маше? Мы можем стать её семьёй.

— Как вы думаете с чего можно начать игру?

  1. Распределение ролей.

— Ребята, кто будет папой, мамой, дочкой, доктором, медсестрой, аптекарем, продавцами, шофёром скорой помощи. (роли распределяются по желанию детей, при возникновении спорных ситуаций можно воспользоваться считалкой, воспитатель берёт на себя роль куклы-дочки).

  1. Выбор места для игры.

— Ребята, а что ещё нам нужно для игры? Где мы будем играть?

Правильно, в кукольном домике нам будет удобно, а ещё воспользуемся магазином и больницей для размещения аптеки.

  1. Начало игры.

— Папа с мамой и маленькой дочкой живут в домике. Утром мама готовит завтрак, она затеяла пироги и ей нужны продукты для начинки. Семья отправляется в магазин за продуктами.

  1. Поход в магазины.

— Ребята, что купит семья для завтрака?

Продавец в продуктовом магазине складывает покупки в пакет, мама рассчитывается деньгами из кошелька и получает от продавца чек.

— Семья отправляется в магазин игрушек, чтобы купить для Маши подарок. Маша выбрала игрушку (котика), папа отдаёт деньги продавцу и получает чек.

  1. Семья завтракает.

— Мама готовит завтрак, папа играет с дочкой, затем все вместе садятся за стол кушать.

  1. Маша заболела.

— Как вы думаете, почему плачет Маша? (она заболела)

— Мама трогает лоб Маши, у неё температура. Папа несёт градусник, температура высокая, нужно вызвать врача. Мама звонит в скорую помощь. На машине скорой помощи (из большого лего-конструктора) приезжает врач и медсестра. Врач осматривает Машу и выписывает рецепт для лечения дочки.

  1. Поход в аптеку.

— Папа идёт в аптеку, показывает рецепт аптекарю, тот выдаёт нужные лекарства, папа оплачивает покупку.

— Машу поят сладким сиропом. Укладывают спать. Она здорова.

  1. Подведение итогов игры.

— Дети, вам понравилась игра?

— Что понравилось больше всего? (воспитатель спрашивает у нескольких детей)

— Были-ли у вас такие случаи дома? Как вели себя врачи? Что вы покупали в магазинах?

— Хотели-бы вы ещё поиграть в эту игру?

Результаты разработки:

Тема игры. «Семья»
Возраст детей. Средняя возрастная группа
Цель игры Обогащение социально-игрового опыта детей.
Методы и приёмы Косвенные приёмы: внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры.

Прямые приёмы: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры.

Комплексные методы: совместная игра педагога с детьми, направленная на передачу игрового опыта, своевременное изменение предметно-игровой среды; общение, направленное на побуждение детей к применению в игре новых способов решения игровых ситуаций; демонстрация ролевой речи; помощь детям в изготовлении игрового материала; организация и проведение планирования игры; проигрывание мини-сценариев.

Индивидуальные задания для детей с разными особенностями, способностями, интересами. Изготовление атрибутов к игре:

— лепка продуктов, овощей, фруктов;

— рисование денег, ценников, этикеток;

Постройка машины из большого лего-конструктора.

Варианты развития этого сюжета на прогулке, на последующие дни. Семья отправляется на прогулку в парк.

Семья едет на дачу (огород детского сада).

Игры в семью для дошкольников 4-5 лет

На тему игр в семью можно предложить три блока игр-ситуаций «Наш дедушка — строитель», «Наши дружные соседи» и «Поездка в зоопарк» со всеми входящими в них видами работы, как предварительной, так и основной (дидактические игры, творческие рассказы, экскурсии, чтение художественной литературы и собственно сюжетно-ролевые игры).

Блок 1. Игра-ситуация «Наш дедушка — строитель»

Предварительная работа. На эту тему могут возникнуть несколько замыслов, которые потом воплотятся в конкретных сюжетах. Воспитатель в течение всего пребывания детей в детском саду постоянно рассказывает детям о семье, о том, что такое семейные традиции, как в дружной семье относятся к старшим и младшим, как надо помогать взрослым, слушать их, стараться не огорчать, заботится об их здоровье. В таких беседах педагог всегда подчеркивает уважительное отношение к взрослым, рассказывает об их профессиях, о трудностях на работе, приучает к пониманию роли труда и отдыха в жизни людей.

Во время подготовительной работы воспитатель показывает детям сюжетные картинки, на которых изображены ситуации семейного отдыха и работы по дому, спрашивает, есть ли у детей дедушки и бабушки и выясняет, что ребята делают, когда с ними встречаются. Затем вводит в беседу придуманный им рассказ о соседском мальчике.

Рассказ воспитателя «Самая главная награда»

У моего соседа Алешки Петрова бабушка и дедушка живут за городом. Каждую субботу Алешка с мамой и папой ездят к ним в гости — «на пирог с вишней», как говорит папа. Пироги бабушка Нина и вправду печет отменные: с румяной корочкой, вкусные — просто объеденье! Алешка очень любит бабушкины пироги, а бабушка всегда рада угодить своему внуку.

Дедушка Павел к приезду гостей всегда готовится: надевает самую красивую, синюю в полоску, рубашку, выставляет на стол мед. У дедушки есть своя пасека, правда, небольшая, из нескольких ульев, но меда хватает на целую зиму. Этим медом лечится от простуд вся семья. Дедушка гордится своей пасекой. Когда все собираются за столом и пьют чай, он рассказывает про пчел, какие они труженики, какой полезный добывают мед. Мама и папа часто привозят старикам подарки: бабушке —теплый платок, дедушке — мягкий шарф. Алешка дарит им свои поделки из пластилина. Особенно хорошо у него получаются птички. Бабушка собрала уже целую коллекцию Алешиных подарков — птичек, разных зверьков.

В эту субботу Алешка вместе с родителями, как обычно, приехали в поселок после обеда. Дедушкин дом встретил их молчанием: двери закрыты, пусто, никого нет. Лохматая собака Найда с радостным лаем выскочила навстречу и положила свои большие лапы папе на грудь.

Когда все вошли в дом, то увидели на столе записку. В ней сообщалось, что бабушка и дедушка ушли в Дом культуры на торжественное собрание, где дедушке должны вручить какую-то медаль. Папа, едва прочитав записку, воскликнул: «Да-да, он мне говорил, что вручение скоро состоится! Но он не знал, когда это будет. Надо нам подготовиться, встретить старика как следует. Алешка, беги-ка в сад, нарви букет любимых дедушкиных тюльпанов».

Алешка побежал за цветами, а мама принялась готовить ужин. Через некоторое время все было готово. Ваза с цветами стояла на накрытом к ужину столе. Папа повесил новый светильник — специально купленный подарок. Все чинно уселись на диване напротив стола и стали ждать.

Когда часы пробили ровно семь, калитка у дома распахнулась, и во двор вошли бабушка и дедушка. Бабушка держала цветы, а дедушка весь сиял, разрумянился от ветра. Папа и мама бросились их обнимать. Когда дедушка разделся, то Алешка увидел на его груди новенькую медаль. Это была медаль за доблестный труд. Оказывается, дедушка Павел —самый настоящий герой. В молодости он уехал в тайгу, строил там новую железную дорогу. Труд строителей был очень тяжелый. Машин было мало, многое строили вручную. Валили лес обычной пилой, тесали бревна, забивали сваи. Дедушка был бригадиром, его бригада всегда занимала первые места в соревнованиях строителей.

Много дорог исколесил Алешин дедушка по Сибири, строил мосты, железные дороги. Он часто переезжал с одного места на другое, и когда его однажды представили к награде, оказалось, что он к этому времени отбыл к новому месту назначения, а награда затерялась. И только теперь, спустя много лет, деду была вручена правительственная медаль.

Был поздний вечер, но вся дружная семья Петровых сидела за столом и слушала деда Павла. Он рассказывал о далеких годах своей молодости, о товарищах, с которыми трудился и жил. Алешка слушал и гордился своим дедом, и все посматривал на чуть поблескивавшую на лацкане дедушкиного пиджака новенькую медаль. Дедушка поблагодарил всех своих близких за теплый вечер и сказал, что для него самая главная награда — это внимание родных людей.

Воспитатель проводит беседу по содержанию рассказа по следующим примерным вопросам (эти вопросы могут быть заданы в 2—3 приема, в свободное время):

— К кому ездили в гости папа, мама и их сын Алеша?

— Как их встречали бабушка и дедушка Алеши?

— Где были бабушка и дедушка, когда к ним приехали мама, папа и Алеша?

— Как папа, мама и Алеша готовились к приходу бабушки и дедушки?

— Что нового узнал Алеша о своем дедушке?

— Почему Алеша гордился своим дедом?

— Что для дедушки стало главной наградой?

Потом воспитатель может провести игру-занятие по конструированию на тему «Сибирская стройка» по следующему плану:

• Подбор иллюстраций с изображением мостов, железнодорожных путей, домов.

• Конструирование мостов, железных дорог и домов (из бумаги, конструктора типа «Лего», полифункционального материала).

• Игра на тему «Стройка в тайге».

Основная работа. Педагог побуждает детей к сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра-ситуация «Стройка в тайге»

Воспитатель предлагает детям поиграть на тему сибирской стройки. Договариваются, кто будет бригадиром, кто —строителями. Вначале воспитатель может взять на себя главную роль.

Бригадир (воспитатель) выбирает себе помощника и обсуждает с ним, как в тайге можно проложить дорогу: куда пойдут пути, как и из какого материала их лучше сделать, какие составы будут по ним ходить. Бригадир активизирует работу бригад через помощника, дает ему задания и поручения, спрашивает о ходе работ, задает вопросы по строительству: «Много ли нарублено деревьев и не пора ли их вывозить? Позвони-ка инженеру и спроси, какой участок по плану надо корчевать? Кто привезет обед на стройку?»

В ходе игры намечаются конкретные сюжетные линии: вырубка и корчевание леса, вывоз древесины, привоз обеда, соревнование бригад. Воспитатель постепенно передает главную роль ребенку, а на себя берет дополнительную роль. По ходу игры дети будут менять роли: становиться шоферами лесовозов, машинистами поездов, инженерами, бульдозеристами. Воспитатель координирует действия детей, активизирует ролевые диалоги, дает наметки новой сюжетной линии игры.

На тему игр в семью может возникнуть другая игра-ситуация про дедушкин день рождения.

Сюжетно-ролевая игра-ситуация «У дедушки день рождения»

Воспитатель приносит календарь и сообщает, что вспомнила про дедушкин день рождения, затем договаривается с детьми поиграть в загородную поездку: будто бы папа, мама, дети и другие родственники (племянники, тети, дяди) поехали на электричке к дедушке. Родственники обсуждают, какие подарки надо приготовить. Подарки готовят с использованием предметов-заместителей. Важно, чтобы дети придумали самостоятельно, что может понравиться дедушке.

Затем семья готовится к поездке и обсуждает, что с собой взять. Если с ними поедут маленькие дети, то собирают детское питание и одежду. Для детей постарше берут игрушки. Взрослые готовят сумки с едой. Затем обсуждают, какую одежду надеть, чтобы выглядеть нарядно.

Смена ролей происходит по ходу игры: может понадобиться машинист электропоезда, продавец мороженого, контролер, билетный кассир, диспетчер вокзала. Намечаются новые сюжетные линии и ролевые действия: диспетчер сообщает, что поезд задерживается; в зале ожидания мамы смотрят расписание электропоездов; в поезде контролер проверяет билеты, продавец предлагает мороженое; по радио объявляют остановки.

Наконец, семья приезжает в поселок, где их встречают бабушка и дедушка. Родные дарят им подарки, и начинается празднование дня рождения. Снова могут возникать новые роли и ролевые действия: именинника поздравляют пришедшие соседи и друзья; в честь дедушки показывают концерт.

Игра заканчивается поездкой домой.

Блок 2. Игра-ситуация «Наши дружные соседи»

Предварительная работа. Воспитатель дает детям для рассматривания картинки и иллюстрации, на которых изображены улицы города: едут машины, спешат люди, видны вывески магазинов, строятся новые дома, работает городской транспорт. Затем спрашивает у детей, в каком городе они живут, знают ли они названия улиц, как называется улица, на которой стоит их дом, кого из жителей они знают.

Далее воспитатель может предложить дидактическую игру.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Воспитатель. Однажды злой волшебник перепутал названия улиц города —взял, да и сменил таблички. Жители города проснулись утром и увидели, что вместо названий улиц — рисунки. Жители вышли из дома и не смогли найти улицу, на которой находится их работа. Парикмахер Оля работала на улице Вишневой. Врач Зина работала на улице Сиреневой. Милиционер Коля —на улице Театральной. Медвежата искали улицу Лесную, зайчата — улицу Морковную, утята — улицу Речную. Помогите жителям найти свои улицы и добраться до места работы.

Дети отыскивают нужную улицу на игровом поле (плане города) при помощи вырезанных из картона табличек с названиями улиц (Вишневая улица — табличка «Вишня», Сиреневая улица — табличка «Сирень», Театральная улица — табличка «Театр», Лесная улица —табличка «Лес», Морковная улица —табличка «Морковь», Речная улица—табличка «Река»).

Дети расставляют на нужные улицы соответствующие таблички: Вишневую улицу определяют на плане по растущим на ней вишням; Сиреневую — по кустам цветущей сирени; Театральную — по зданию театра; Лесную — по посадкам леса; Морковную — по грядкам с морковью; Речную —по протекающей рядом реке.

Определив улицы и разложив на них таблички, дети берут фигурки зверей и кукол и расставляют их на соответствующих улицах: куклу Олю ставят на Вишневую улицу; куклу Зину —на Сиреневую; милиционера Колю —на Театральную; медвежат —на Лесную; зайчат — на Морковную; утят —на Речную.

Затем воспитатель может провести игру-инсценировку.

Игра «Давайте знакомиться».

1-й ребенок.

В новом доме мы живем,

У аптеки, за углом.

2-й ребенок.

Дом на улице Отважной,

Блочный дом, многоэтажный.

3-й ребенок.

Сто квартир в нем или двести,

Светят лампочки в подъезде.

4-й ребенок.

Новоселы приезжают,

Новоселье отмечают.

5-й ребенок.

Познакомиться хотим,

В двери целый день звоним:

6-й ребенок.

Мы — соседи, в гости ждем

Всей семьею, вчетвером!

7-й ребенок. Я — Иван.

8-й ребенок. А я — Сергей.

9-й ребенок. Я — Кузьма.

10-й ребенок. А я — Андрей.

11-й ребенок.

Приходите в гости к нам,

Будем рады мы гостям!

Воспитатель может провести дидактическую игру «Что нужно для ремонта?», в которой предлагает детям помочь Незнайке выбрать все, что нужно для ремонта квартиры — отобрать картинки с изображением необходимых предметов (обои, клей, краски, доски).

Затем можно пойти на экскурсию в район новостроек, в магазин мебели, в магазин, где продают обои (или попросить родителей сводить детей в подобные места). На экскурсии понаблюдать за работой крана, за состоянием стройки и порассуждать о том, что уже построено, что надо достраивать, что в результате может получиться, для кого строится объект. В мебельном магазине можно показать детям образцы мебели, поспрашивать, для чего нужна та или иная мебель, как ее правильно выбрать.

Для создания более полной картины вселения жильцов в новый дом воспитатель может дополнить впечатления детей придуманным им рассказом, который может рассказать после проведенной экскурсии.

Рассказ воспитателя «Новый дом»

В нашем районе появился новый дом. Он вырос на том месте, где до этого был пустырь. Однажды на пустырь приехала техника. Бульдозер разровнял землю, экскаватор разрыл огромную яму, специальная машина забила в землю сваи. Потом пришло время строителей. Первыми появились каменщики. Они взяли в руки кирки, лопаты и молотки и стали укладывать кирпичи на цемент: раз-два, раз-два!—так, кирпичик к кирпичику и рос новый дом.

Потом появился подъемный кран. Молоденький крановщик быстро взбежал по высокой лестнице, и кран загудел. Строители надевали на крюк крана петлю бетонной плиты и кричали: «Вира!», что означало: «Поднимай вверх!» Потом кричали: «Майна!», что означало: «Опускай вниз!» Крановщик послушно исполнял все, что ему кричали строители.

Через некоторое время коробка дома была построена. Теперь строители уступили место другим рабочим — штукатурам и малярам. Они взяли сухой цемент, смешали его с песком, размешали с водой и сделали смесь. Эту смесь они наносили на стены — штукатурили. Потом брали готовую смесь из мешков и наносили ее на потолки — шпаклевали. Затем маляры брали кисти, окунали их в краску и начинали красить стены и потолки. Потом пришло время стелить пол, вставлять двери и клеить обои.

Понемногу дом был приведен в порядок. В подъездах пахло свежей краской, все вокруг было новым. Электрики включили электричество, и в доме зажглись лампочки. Теперь можно приглашать в новый дом жильцов.

Вскоре к новому дому стали подъезжать грузовые машины. Они везли жильцов и их вещи. Вот подъехала машина. Из нее вышел шофер. Он открыл кузов машины. Из кабины вышел еще один человек, грузчик. Он стал выгружать из машины вещи: холодильник, шкаф, телевизор, кухонную утварь. Подъехала легковая машина. В ней приехали жильцы. Они вышли из машины и стали помогать шоферу и грузчику выгружать и носить вещи в дом. Уже работал лифт, и новоселы могли доставлять свои вещи на лифте.

Постепенно весь дом заполнился людьми. Тут и там загорелись в окнах лампочки. Жильцы радовались новому дому и спешили благоустроить свои квартиры. В доме застучали молотки, загудели дрели —это новые жильцы прибивали гвоздями рейки, вкручивали шурупы, вешали полки, картины, люстры. Дом оживился. Он тоже с радостью встретил своих жильцов. Жильцы от всей души благодарили строителей за хорошую работу.

Основная работа. Далее воспитатель предлагает детям сыграть в сюжетно-ролевую игру в соседей.

Сюжетно-ролевая игра-ситуация «Новоселы»

Воспитатель везет игрушечный грузовик, на котором стоит игрушечная мебель, и сообщает, что заселяется новый дом, новоселам нужна помощь — не хватает машин и грузчиков. Дети втягиваются в игру в качестве шоферов, грузчиков, соседей. Воспитатель, вводя ребят в игру на главные и дополнительные роли, помогает им осуществлять ролевые диалоги. Так, шоферы могут спрашивать, куда, на какую улицу везти груз, что грузить в первую очередь. Новоселы — указывать этаж, просить грузчиков осторожнее нести мебель, расставлять мебель в квартире. Соседи могут интересоваться, в каком мебельном магазине куплена мебель, приглашать в гости, советоваться по поводу ремонта. Новоселы могут договариваться о ремонте с мастерами, производить ремонт самостоятельно, покупать материалы в магазине. Смена ролей может происходить в ситуациях, когда некому играть новые роли: появляются мастера, рабочие, новые соседи, продавцы.

Тема семьи может реализоваться в другой игре — в новоселье.

Сюжетно-ролевая игра-ситуация «У нас новоселье»

Воспитатель может побудить детей к игре на данную тему, втягивая их в свою игровую ситуацию, или подключаясь к игре детей. В первом варианте он сообщает детям, что в его семье скоро новоселье, и нужно навести в квартире порядок.

Воспитатель в роли мамы приглашает дочек устроить генеральную уборку: постирать и погладить шторы, вытереть пыль, разложить перевезенные вещи по шкафам: пальто повесить в шкаф для одежды, книги расставить на полках, посуду—в посудный шкаф.

Мальчики (сыновья) тоже не останутся без дела, они помогут повестить шторы на окна, выбьют ковры, перенесут шкафы на место, прибьют вешалку, соберут новые шкафы. Папа поможет маме купить в магазине продукты.

Девочки накроют на стол. Потом все будут ждать соседей. Они придут в гости с подарками: принесут люстры, новые книги, покрывала. Воспитатель побуждает детей к самостоятельным действиям и к ролевому диалогу.

Во втором варианте педагог может подключиться к уже играющим детям, повернув их игру к теме новоселья: воспитатель в роли дочки сообщает своей маме (девочке) о том, что ей звонят по телефону с работы о заселении нового дома.

Дочка спрашивает у мамы, что такое новоселье, как его устроить, что нужно для этого делать. В роли дочки воспитатель общается с братьями и сестрами и побуждает их помогать маме и папе в переселении на новую квартиру, в уборке квартиры к приходу гостей.

Далее сюжет игры может строиться по тем же линиям, что и в первом случае, но может и иметь свои ответвления.

Блок 3. Игра-ситуация «Поездка в зоопарк»

Предварительная работа. Воспитатель, создавая у детей игровую мотивацию, формирует у них представление о зоопарке, знакомит с его обитателями, с работниками зоопарка. В процессе подготовки к игре использует различные виды взаимодействия с детьми и формы работы: экскурсия в зоопарк, чтение художественной литературы, рассказ о посещении зоопарка, индивидуальные и групповые подвижные и творческие игры на данную тему, беседы, показ фильмов.

Воспитатель проводит с детьми беседу с целью выявления уровня их осведомленности: были ли они в зоопарке, с кем они туда ходили, кого там видели, что еще интересного было в зоопарке. Затем педагог обобщает впечатления в рассказе.

Рассказ воспитателя «Зоопарк — музей живой природы»

Зоопарк — это музей живой природы. В нем живут разные дикие звери и птицы: жирафы, слоны, носороги, волки, лисы, медведи, совы, цапли, аисты, павлины.

Все животные нуждаются в заботливом отношении к ним человека. В зоопарке есть ученые, которые наблюдают за его обитателями, создают благоприятные условия для их жизни. Инженеры устраивают удобные клетки и вольеры для проживания зверей и птиц. Ветеринарные врачи наблюдают за здоровьем животных, лечат их, если те заболеют. Рабочие ухаживают за животными, дают им корм, убирают в вольерах.

В зоопарках находятся не только часто встречающиеся в природе, но и редкие животные, например, снежные барсы, африканские страусы. Человек должен беречь все живое: природу, птиц и зверей. Тогда животный мир на земле будет богатым и разнообразным.

Во время рассказа воспитатель может показывать слайды или картинки с изображением жизни зоопарка: как устанавливают клетки и вольеры, как кормят, лечат, ухаживают за животными, как посетители приходят в зоопарк.

Потом может последовать экскурсия в зоопарк (по возможности). После нее педагог проводит беседу с детьми по примерным вопросам:

— Понравилось ли в зоопарке?

— Кого вы там видели?

— Как выглядит волк (лиса, бегемот и т.д.)?

— Кто ухаживает за животными?

— Чем питаются животные?

На отдельном занятии можно познакомить детей с видами животных, используя картинки, сопровождая показ эмоционально-образным рассказом. Вот таким может быть, например, рассказ по картинке с изображением медведя.

Медведь

Вот мишка, бурый медведь. Идет вперевалочку, косолапит. Он кажется неповоротливым, медлительным. На самом деле медведь очень проворен, может быстро бегать на четвереньках. Посмотрите, какая на нем мохнатая шкура. Она спасает его от жары и от холода. Медведь живет в лесу. Он — большой любитель меда. Не страшны ему дикие пчелы, он смело залезает мохнатой лапой в улей и забирает мед. Ох, как вкусно!

А еще он любит малину, добывает лягушек, червяков и жуков, ловит рыбу.

Целое лето медведь ест, накапливает жир. На всю зиму ложится спать в берлогу и спит до самой весны.

Во время подготовки к игре можно провести занятия по рисованию, лепке на тему обитателей зоопарка, предложить ребятам сделать выставку рисунков и лепных фигурок «Наш зоопарк».

Рассказы будут интереснее, если сопровождать их стихами С. Маршака «Детки в клетке». Можно прочитать детям художественные произведения про животных, их повадки и условия обитания, энциклопедическую литературу на тему «Что ты знаешь о животных?».

Воспитатель может разнообразить представления детей специально придуманными им рассказами.

Рассказ воспитателя «Путешествие в зоопарк»

Однажды мы с моим маленьким сыном Мишей решили пойти в зоопарк. Я рассказывала ему много историй про животных, читала книги. Вот Миша и попросил меня сводить его посмотреть на зверей.

Мы поехали на электричке от нашего старого города Коломны. В окна были видны Коломенский кремль, старинные храмы. С громким свистом наш электропоезд проехал по железнодорожному мосту. За окном замелькали леса, поля, маленькие станции. Вдруг электричка замедлила ход—вот и Москва.

К зоопарку мы приехали на метро. Вышли на станции «Баррикадная» и прошли немного пешком. Миша впервые увидел зоопарк. Было утро, ранние посетители небольшими группками толпились у вольеров с животными. Мы остановились возле клеток с тиграми. Полосатые звери видно еще спали. Мы подошли немного поближе, чтобы их разглядеть. Они стали поднимать головы и лениво махать хвостами, словно спрашивали: «Что вы тут делаете в такую рань?» Мы помахали ладошками им в ответ и пошли дальше.

Тут издалека донесся звук, похожий на сигнал трубы. Это кричали слоны. Они подняли хоботы вверх и выражали свое хорошее настроение. А хорошее оно было от того, что они сытно позавтракали. Мы видели, как рабочие принесли им на завтрак целую корзину травы и листьев. Слоны брали еду своими длинными хоботами, ловко подцепляли ее и отправляли вверх, в рот. Потом они важно расхаживали по вольеру, а когда солнце начало припекать сильнее и стало жарко, слоны устроили себе настоящий душ —набирали в хобот воду из бассейна и обливались из него, как из шланга.

Нам очень понравились маленькие попугайчики, которые живут в павильоне. Они перелетали с ветки на ветку и нежно щебетали. Природа раскрасила их в яркие тона: желтые, синие, красные. Крючковатым носом попугаи ловко разгрызали плоды и семена растений.

Мы пробыли в зоопарке целый день. Посмотрели, как живут белые медведи, понаблюдали за обезьянами, увидели львов, волков, диких кабанов и других интересных животных. Нам понравилось, что звери были окружены заботой людей, работающих в зоопарке. Мы поняли, что посетители должны знать правила поведения в зоопарке: не дразнить животных, не кормить их, соблюдать чистоту в парке. Полные впечатлений, мы вернулись домой.

В ходе подготовки к сюжетно-ролевой игре воспитатель может организовать творческие игры.

Игра «Медведь и пчелы»

Дети выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения.

Вышел мишка из берлоги, (Медведь выходит вперевалочку.)

Вперевалочку спешит,

Вдруг увидел, у дороги

Дуб развесистый стоит.

Заглянул в дупло несмело, (Заглядывает в дупло, берет мед.)

Зачерпнул душистый мед,

Рассердились в улье пчелы, (Пчелы недовольно летают возле медведя.)

Что у них украли мед.

— Зум-зум-зум — летят, гудят, (Летят за медведем, медведь убегает.)

— Зум-зум-зум — догнать хотят.

Основная работа. Затем воспитатель может провести сюжетно-ролевую игру в поездку в зоопарк.

Сюжетно-ролевая игра-ситуация «Мы едем в зоопарк»

Воспитатель предлагает детям игровую ситуацию: у родителей выходной, и они едут с детьми в зоопарк. Побуждает детей к созданию общего плана игры («Давайте играть так, как будто решили ехать в Москву в зоопарк и начали собираться в дорогу») и к распределению роле («Я буду дочка, а кто будет мама?»). Затем педагог в роли дочки обращается к маме (ребенку) и просит ее разрешить взять с собой кукол.

Дочка (воспитатель). Мама, я тоже хочу с собой взять свою дочку куколку. И еще возьму ее подружку. В чем мы повезем вещи, в чемодане или у тебя есть дорожная сумка?

Мама (ребенок). Дорожная сумка.

Дочка (мальчику). Братик, а ты разве ничего с собой не возьмешь? В поезде можно поиграть. Во что будешь играть?

Сынок (мальчик). Возьму.

Дочка. У мамы есть дорожная сумка, попроси ее положить туда свои вещи.

Таким образом, постепенно воспитатель подключает к игре других детей в качестве дочек, сыновей и их друзей. Развивая замысел, предлагает ребятам собрать в поездку теплые вещи: плащи, куртки, свитера, кофты; упаковать все вещи в сумки и рюкзаки: взять фотоаппараты и видеокамеры.

Все вместе решают ехать в зоопарк на маршрутном такси. Водитель такси объявил маршрут, путешественники определили номер маршрутного такси, и сели в него. Тут подошли и другие пассажиры, которые ехали в эту же сторону, но не в зоопарк. Водитель предложил оплатить поездку, и каждый получил билет. Водитель объявлял остановки, и каждый пассажир выходил на той, на которой ему было нужно выходить. Наконец, доехали до остановки «Зоопарк», вся семья вышла из маршрутки и пошла в зоопарк.

На этом игра может закончиться или прерваться. Далее игра может продолжиться следующим образом.

Сюжетно-ролевая игра-ситуация «Экскурсия по зоопарку»

Воспитатель приносит билеты в зоопарк и приглашает своих детей — дочек и сыновей — пойти посмотреть на животных. Мама (воспитатель) может спросить у детей, кого им хочется посмотреть, каких зверей дети знают. Приводит их в зоопарк, где сам может выступать в роли экскурсовода или посетителя, а на роль экскурсовода вводит ребенка.

1-й вариант

Экскурсовод (воспитатель). Где моя группа? Это вы? Я ваш экскурсовод, меня зовут Лариса Андреевна. Откуда вы приехали? Из Москвы? Тогда вы, наверно, уже были в зоопарке. Пойдемте, у нас появились новые животные, вы их еще не видели. Вот посмотрите, мы подошли к клетке с волками. Несколько дней назад у волчицы Ирмы родились волчата. Она никого к ним не подпускает, потому что малыши еще слишком малы. Они пьют мамино молочко, жмутся к ней, всех боятся, не вылезают из угла. А вот волк-папа. Волки на воле живут в глухих лесах. В поисках добычи им приходится много рыскать по свету. Волчица бежит впереди, волчата за ней гуськом, а волк-старший сзади всех — охраняет выводок. А теперь пойдем дальше.

Воспитатель в роли экскурсовода проводит детей возле клеток с птицами, разными зверями. Важно сообщать сведения, которые не только дают детям информацию о жизни животных, а представляют их в каких-либо ситуациях: медведь научился кланяться, выпрашивая корм у посетителей; обезьянки залезают на самый верх деревьев и оттуда кидают плоды.

Экскурсовод спрашивает у посетителей, понимают ли они, что им прокричала обезьяна; может ввести детей в новые роли — например, рабочего, который кормит зверей, чтобы он рассказал, чем их кормит, что они больше любят есть, где спят и т.д.

2-й вариант

Воспитатель в роли посетителя вводит ребенка в роль экскурсовода, говоря: «Смотрите, это наш экскурсовод. Как вас зовут? А куда вы нас поведете? Расскажите, пожалуйста, вон о том слоне. Давно он у вас в зоопарке? А когда будут кормить зверей? Что любят носороги? А где находятся львы? Где можно пообедать посетителям? Давайте пойдем в кафе, уже пора обедать».

3-й вариант

Воспитатель может только наблюдать за игрой детей и лишь в крайнем случае включаться в игру и (или) при помощи наводящих вопросов или советов давать игре дальнейший ход. Например, педагог видит, что дети не могут договориться, кто будет рабочим и станет ухаживать за животными. Тогда педагог советует работать посменно: к животным приходит то один рабочий, то другой. Воспитатель вводит новую роль и дает возможность выступить в ней ребенку, бывшему ранее в роли невостребованного рабочего, и сообщает, что это новый ветеринарный врач, он пришел провести осмотр зверей. Воспитатель может входить в игру в роли директора зоопарка, который имеет право давать разовые распоряжения, производить реорганизацию в работе. Это позволяет ему быть участником игры, но не играть в ней постоянно.

Связь игр в семью с играми на другие темы

Игры в семью могут тесно переплетаться с играми на другие темы:

— с играми в транспорт: папа купил новую машину и везет семью за город;

— с играми в магазин: семья приходит в магазин за покупками к семейному торжеству, выбирает подарки;

— с играми в больницу: внезапно заболевает дедушка, и вся семья приходит его навещать;

— с играми в мастерскую и парикмахерскую: мама работает парикмахером, дети приходят к ней стричься;

— с играми в почту: мама и младшие дети идут на почту, чтобы дать телеграмму ко дню рождения старшего сына и брата, сочиняют текст поздравления;

— с играми в детский сад: родители приходят в детский сад на родительское собрание.

Автор: Губанова Наталья Фёдоровна

Источники
  • https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-syuzhetno-rolevoi-igry-semja-v-srednei-grupe.html
  • https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-syuzhetno-rolevoi-igry-semja-starshaja-grupa.html
  • https://www.art-talant.org/publikacii/19307-syughetno-rolevaya-igra-semyya-vo-vtoroy-mladshey-gruppe
  • https://multiurok.ru/files/metodicheskaia-razrabotka-siuzhetno-rolevoi-igry-m.html
  • https://multiurok.ru/files/konspekt-siuzhetno-rolevoi-igry-semia.html
  • https://multiurok.ru/files/konspekt-siuzhetno-rolevoi-igry-dom-semia-dlia-det.html
  • https://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/syuzhetno-rolevye-igry-na-temu-semja-v-srednei-grupe-kartoteka-po-fgos.html
[свернуть]