Конструирование из бумаги в подготовительной группе: как грамотно построить занятие

Оглавление:

Особенности, технические приёмы и разновидности бумажного конструирования

Бумажное конструирование имеет непосредственное отношение к художественно-эстетическому творчеству, поскольку дети создают конкретный образ или модель (сказочный герой, объекты окружающего природного или предметного мира), опираясь на собственные жизненные опыт и наблюдения, воображение и фантазию, невольно индивидуализируя и наполняя его личным эмоциональным восприятием и художественным пониманием мира.

Значение конструирования из бумаги:

  • Интеллектуальное развитие — знакомство с характеристиками окружающего предметного мира, формирование знаний о форме, величине и пропорциональности объектов. Конструирование в целом развивает абстрактное и логическое мышление, благотворно воздействует на формирование образной и связной речи.
  • Нравственное воспитание — занятия способствуют становлению таких качеств характера, как самостоятельность, дисциплинированность, сосредоточенность, целеустремлённость, а также дружелюбие, взаимопонимание и ответственность во время выполнения коллективных заданий.
  • Развитие сенсорики — базовым источником информации является чувственное восприятие свойств и качеств предметного мира.
  • Художественно-эстетическое развитие — совершенствуется восприятие ритмической гармонии цвета и формы, конструктивной целостности и красоты окружающего мира.
  • Трудовое воспитание — развиваются технические навыки ручных умений, формируются трудолюбие и бытовая самостоятельность.
  • Конструирование из бумаги
    Конструирование в технике оригами прекрасно развивает логическое мышление и мелкую моторику

Этапы конструирования:

  • рождение мыслительного замысла конкретного вида игрушки, в основе которого лежит творческий поиск и вариативность решений;
  • реализация, которая опирается на практическую пошаговую деятельность.

Принципы обучения конструированию:

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, которые формируют согласованность действий и ответственность за свой участок работы (в рамках реализации общей темы дети выполняют отдельное задание, например, каждый ребёнок мастерит свой домик для макета городской улицы или рыбку для аквариума);
  • опора на игровую деятельность (дидактические, ролевые, театральные игровые ситуации);
  • интеграция с рисованием, аппликацией, лепкой, что непременно повысит уровень активной вовлечённости и заинтересованности и будет способствовать развитию творческого мышления и речи.

Основными техническими приёмами работы для воспитанников старшей группы являются сгибание и разрезывание.

Виды конструирования из бумаги:

  • Оригами — традиция, пришедшая из Японии, техника получения изделия путём многократного сгибания. Оригинальная поделка из бумаги — трогательный подарок с символическим смыслом и проявление сердечного отношения.
  • Киригами — техническое сочетание приёмов складывания и вырезания (силуэты декоративных цветов и снежинок, разнообразные фигурки). Обе эти техники требуют концентрации внимания, дисциплинированности, трудолюбия, усидчивости и точного следования определённому порядку действий.Киригами
    Поделки в технике киригами
  • Скульптура из бумаги — изготовление широкого набора разнообразных поделок как по тематике, так и по конструктивному решению путём соединения самостоятельно созданных детьми разных форм.

Основные этапы обучения конструированию в старшей группе детского сада из бумаги

Первый этап (4 занятия).

Содержание — совершенствование и развитие уже знакомых техник оригами и киригами, изучение и освоение техники изготовления объёмной бумажной скульптуры на основе скручивания листа бумаги в цилиндр.

Новые приёмы оригами:

  • отгибание боковых сторон прямоугольника к центру;
  • отгибание нижних углов треугольника к исходящим из него сторонам и противоположным.

Новыми техниками дети овладевают на протяжении четырёх занятий:

  1. Игровой показ трансформации квадрата или прямоугольника в новую фигуру на основе конкретного приёма моделирования. Дети создают простейшие изделия, не требующие дополнительной детализации (стул, стол, телевизор и т. д.). Пояснение лучше проводить в стихотворной форме, адаптированной для детского восприятия.
    Воспитатель обращает внимание детей на фигуры, расположенные на экране, и начинает рассказ.
    В посёлке том, где жили гномы,
    Все было плоско: водоёмы,
    Дома, поляны и дубы,
    И грядки, и в лесу — грибы.
    Коровы, козы, даже кошки —
    И те смотрелись как лепёшки…
    И вот сюда из-за морей
    Приехал как-то Цирк зверей.
    А в нём слоны, собаки, выдры
    Похожи были на цилиндры.
    Увидев их, подумал Гном,
    Что зверь такой украсит дом.
    Послал он Кукле телеграмму,
    Где слёзно просит эту даму
    Решить задачу: как ему
    Цилиндры сделать самому.
    И Кукла Гному отвечала:
    «Берём простой квадрат сначала,
    Прямоугольник мастерим.
    Теперь работать будем с ним.
    Прямоугольник, не сминая,
    В цилиндр закрутим, понимая,
    Что две коротких стороны
    Друг друга перекрыть должны».
    «Пустяк», — подумал Гном. В субботу
    Он смело взялся за работу.
    Собачку сделал. И она
    Была размером со слона.
    Во время чтения этой истории показываются фигурки животных, имеющие цилиндрическую основу, а также поэтапно демонстрируется преобразование квадрата в прямоугольник, а затем в цилиндр. Затем педагог предлагает детям самостоятельно повторить эти действия и запомнить их словесное описание (выделенное четверостишие), повторяя его два-три раза.

    Схемы
    Поделки, выполненные способом отгибания боковых сторон

  2. Дети самостоятельно конструируют новую фигуру (отгибание углов к соответствующим сторонам) и обсуждают возможности создания новых поделок на её основе (волк, тигр, медведь, цветок), для чего воспитатель предлагает набор дополнительных деталей (ушки, листочки, глазки), которые выступают в роли своеобразной подсказки, помогающей увидеть образ поделки. В дальнейшем задача усложняется, поскольку детали носят более абстрактный характер (кружки, квадраты, полоски) и ребятам необходимо самостоятельно придумать образ поделки и способ её изготовления, проявив творческое воображение и фантазию.Оригами
    «Собачка» — выполнена способом отгибания боковых углов

Видео: оригами «Собачка»

  • Конструирование на основе приёма отгибания углов к противоположным сторонам (чашка, колокольчик, шапка, вазон для цветов и т. д.).

«Стаканчик»
Конструирование на основе отгибания углов к противоположным сторонам

  • Создание детьми поделок на основе формы цилиндра, например, элементов для праздничной гирлянды, дерева, бабочки и т. д. Используя одну и ту же базовую форму цилиндра дети изобретают новые изделия.

Второй этап (4 занятия) – решение проблемных задач.

Занятия выстраиваются в соответствии с логикой усложнения заданий.

  1. Первое занятие — воспитатель показывает новые поделки (цветок, лодочка, рыбка) и предлагает детям самостоятельно обнаружить технологический путь создания и назвать приёмы, которые можно использовать в процессе конструирования (складывание плоской фигуры, отгибание боковых сторон, углов и т. д.).
  2. Второе занятие — индивидуальная работа с поиском своего решения задачи. Воспитатель показывает разнообразные варианты конструкций поделок и предлагает проанализировать и обозначить известные детям способы трансформации плоской фигуры (квадрат, прямоугольник) в объёмную (цилиндр) путём закручивания и надрезания. Затем дети выбирают заинтересовавшее их изделие (фигурка циркового животного) и пытаются самостоятельно по образцу воспроизвести создание основной формы, дополнительных деталей, нужную комбинацию частей и способ соединения.
  3. Третье занятие — дети должны самостоятельно увидеть в образце и воспроизвести комбинацию на основе знакомых приёмов закручивания в цилиндр и отгибания боковых сторон к центру (самолёт, фигурка животного).
  4. Четвёртое занятие — воспитатель оговаривает только тему, например, «Салон мебели», вместе с детьми обсуждает возможные варианты поделок на основе формы цилиндра и приёма отгибания боковых сторон к центру. Дети работают в подгруппах из четырёх-пяти человек, сами выбирают материал, придумывают способы конструирования, комбинируя известные им приёмы.

Третий этап (не менее трёх занятия).

Дети конструируют оригинальные поделки на основе собственного замысла, опираясь на свой опыт и фантазию, например, фигурку циркового медвежонка, могут дополнить оригинальным костюмом, используя ленточный способ вырезания многочисленных деталей и технику киригами, можно предложить детям скомбинировать гирлянды из разнообразных силуэтов для украшения интерьера детского сада.

Занятие по конструированию из бумаги
Дети самостоятельно создают поделки на основе изученной базовой формы цилиндра

Конспект занятия по конструированию в технике «оригами» «Подарок Осени» в подготовительной группе

Оюна Будаева
Конспект занятия по конструированию в технике «оригами» «Подарок Осени» в подготовительной группе

• систематизировать и углублять знания о сезонных явлениях в природе;

• показать значение листопада в природе;

• развивать навыки работы с бумагой, выполнения точных, аккуратных сгибов;

• развивать чувство композиции.

Материалы и оборудование:

• квадратные листы разной цветной бумаги;

• клей ПВА, кисточки, подставки;

• беседы о временах года и сезонных изменениях;

• д/и: «С какого дерева листок?», «Раз, два, три к … дереву беги!»;

• чтение художественной литературы.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает? (осенью)

— Правильно. А как вы догадались, что это осень? Что происходит в природе в это время года? (ответы детей)

Воспитатель: Осенью часто дует ветер. А что происходит с деревьями? Они качаются из стороны в сторону. Давайте и мы превратимся в деревья. Физкультминутка «Ветер тихо клен качает»:

Ветер тихо клен качает

Вправо, влево наклоняет

Раз- наклон, и два- наклон,

Зашумел листвою клен.

Воспитатель: Послушайте загадку про природное явление, которое бывает только осенью:

Листья желтые кружатся,

Наземь ковриком ложатся.

Желтых листьев хоровод

Осенью случается

Танец этот- каждый год

Как он называется (листопад)

Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок?». Я буду называть дерево, а вы листочек, который на нем растет.

-Молодцы, хорошо знаете деревья. Листья можно не только собирать, но и сделать своими руками. Сегодня мы будем делать кленовые листочки из бумаги. Вспомните, какого цвета бывают листочки? (ответы детей)

Под спокойную музыку дети складывают листочки.

-Готовые листочки приклеиваем к короне. Вот какая красивая корона получилась! Ребята, а давайте подарим нашу корону Королеве Осени на нашем осеннем празднике.

Конспект НОД по конструированию из бумаги в подготовительной группе. Коллективная работа: «Кленовые листочки» Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию из бумаги в подготовительной группе. Коллективная работа: «Кленовые.

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Когда это бывает?» Цель:Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о временах года, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями.

Конспект по конструированию из бумаги для старшей группы

Тема : «Построим город будущего».

Цель: уточнить и расширить знания о строительстве домов; виды домов, этажность. Формировать навыки творческого конструирования

Образовательные задачи: продолжить знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры; формировать умение сгибать лист бумаги по линиям сгиба шаблона, делать из него объемные предметы (домики, активизировать воображение детей).

Развивающие задачи: развивать внимание, наблюдательность; развивать мелкую моторику рук; совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой; развивать умение экономно расходовать материал.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность в работе, внимательное отношение к просьбам товарищей; воспитывать самостоятельность при использовании полученных знаний; воспитывать доброжелательное отношение.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Методы и приемы: Рассматривание картинок, Д/игра «Из чего дом?», физминутка, пальчиковая гимнастика.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Дети совместно с воспитателем рассматривают картинки, на которых изображены дома разной этажности.

Воспитатель: Какие вы знаете виды домов?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько этажей в твоем доме, где ты живешь?

Ответы детей.

Воспитатель: Как называется дом с 1 этажом? Много этажей?

Ответы детей.

II Основная часть.

Воспитатель: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой. Она окружает нас везде. Архитектура, это то, что нас окружает.

Архитектура бывает разной:

-Жилые здания – это наши с вами дома;

-Общественные здания – больницы, детские сады, школы, вокзалы и т.д.

-Промышленные здания – заводы, фабрики, сады, парки и т.д. (Рассматривают иллюстрации зданий)

Как вы думаете, кто создает эти сооружения?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Архитектор. Это человек, который создает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь ему помогают строители. Сегодня мы с вами будем строителями.

Воспитатель: Хочу вас познакомить с архитектурой нашего города (картинки домов). А из чего строят дома? (Ответы детей.

Физминутка

«Я хочу построить дом» (С сопровождением движений)

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нем,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла,

Чтоб вокруг забор стоял,

Пес ворота охранял,

Чтоб на травке жил жучок,

Бегал быстрый паучок,

Солнце было, дождик шел,

Чтоб тюльпан в саду расцвел.

Дидактическая игра «Из чего дом?»

(воспитатель показывает иллюстрации домов из разных материалов)

Воспитатель: Все справились с заданием, а вы хотите быть строителями?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда отправляемся на нашу стройплощадку где будем строить наши дома.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: А прежде чем приступить мы с вами должны размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Ладошки вверх, ладошки вниз,

А теперь, на бочок и зажали в кулачок.

Стук, стук, стук, стук!

Раздаётся громкий стук.

Молоточки стучат,

Строят домик для зверят.

Вот с такими стенами,

Вот с такою крышею,

Вот с такими окнами,

Вот с такою дверью

И с таким замком.

Взяли ключик, повертели, покрутил.

Постучали тук, тук, тук.

И открыли дверь для себя и друзей!

Практическая работа

— Что мы будем с вами конструировать? (Дом)

— Что лежит перед вами (Лист бумаги)

— С чего начнём работу? (Составляется план работы)

1. Отгибаем сантиметр.

2.Сгибаем прямоугольник на 4 равные части.

3. Проглаживая линию сгиба пальчиками.

4.Склеим стены домика с помощью клея.

5.Согнём лист прямоугольной формы пополам цветной стороной наружу, совмещая углы и стороны.

6. Сгибаем бока в треугольники, повторяем это два раза.

7. Разворачиваем и отгибаем один треугольник во внутрь. Приклеиваем крышу к основанию.

Самостоятельная работа

Воспитатель: — Ребята, чего не хватает вашим домикам? (Обращает внимание на аккуратность склеивания поделки, на четкость линии сгиба, оригинальность украшения домиков).

III Итог

Рефлексия

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Как называют человека, который рисует, создает и чертит схемы построек?

Ответы детей.

Воспитатель: Какая бывает архитектура?

Ответы детей.

Воспитатель:Что мы сегодня строили?

Вам понравилось быть строителями?

Недостатки конструирования у дошкольников

Благодаря систематическим хорошо организованным занятиям дети преодолевают следующие недостатки своих личных попыток конструирования:

  • замысел ребенка нечеткий, структура образа также размыта;
  • замысел имеет склонность к неустойчивости (дошкольники приступают к конструированию одного объекта, а в результате создают иной и этим довольны);
  • излишняя поспешность и увлеченность самой деятельностью, что отвлекает от общего замысла занятия;
  • размытые представления о том, в какой последовательности должны совершаться действия и как их нужно планировать;
  • дети не умеют предварительно проанализировать поставленную задачу.

Если эти недочеты не преодолеть, то ребенок так и будет заниматься конструированием на очень низком уровне.

Дошкольники умеют принимать участие в двух видах конструирования: художественное конструирование и техническое конструирование.

Виды детского конструирования

Техническое конструирование – это моделирование с помощью строительного материала. Также применяются разные детали от конструкторов, работа с большими модулями или с компьютерными программами.

Детское конструирование из строительных деталей

Работа со строительным материалом изучена больше всего. Методы обучения конструированию чаще всего касаются именно этого типа деятельности. Однако принципы, в них заложенные, можно использовать и для других форм конструирования.

Конструирование из элементов с разными типами креплений, а также работа со строительными материалами – это и есть технический тип данного вида деятельности.

Работа с большими модулями стала применяться в детском саду недавно. Это позволяет детям усвоить особенности работы с объемными и плоскостными конструкциями. Однако лучше этим заниматься в возрасте от пяти до семи лет, что соответствует возрастным особенностям этих детей.

Конструирование из бумаги

Работа с бумагой обычно проводится на специально организованных для этого занятиях.

Чаще всего в детских садах строят работу по конструированию на основе подражания.

Детям предоставляется образец, демонстрируется и объясняется процесс, как правильно изготовить такой же.

Конструирование из природного материала

Традиционно в детских садах применяются природные материалы для конструирования. Эти занятия также чаще всего проводятся по принципу подражания.

Художественная деятельность по конструированию в основном проводится с использованием бумаги.

Пошаговые схемы

Собака

Конструирование из бумаги в подготовительной группе: как грамотно построить занятие

Лягушка

Конструирование из бумаги в подготовительной группе: как грамотно построить занятие

Самолет

Конструирование из бумаги в подготовительной группе: как грамотно построить занятие

Лодка

Конструирование из бумаги в подготовительной группе: как грамотно построить занятие

Примеры работ, выполненных в различных техниках конструирования

Организуя работу с детьми, следует учитывать их способности и возможности.

«Снеговик» — конструирование из бумаги

  • По шаблонам вырезать детали игрушки.

Вырезанные детали снеговика

Для начала следует по шаблонам вырезать детали игрушки

  • На голову приклеить шапку.

Красная шапка, наклеенная на голову снеговика

На голову снеговика наклеивается шапка

  • Приклеить носик, дорисовать глазки и ротик.

Улыбающееся лицо снеговика

Нужно приклеить носик, дорисовать глазки и ротик, чтобы получился улыбающийся снеговик

  • Прямоугольник свернуть в цилиндр (туловище), приклеить или нарисовать 3 пуговки.

Цилиндр с тремя кружочками — туловище снеговика

Чтобы сделать туловище снеговика, нужно свернуть прямоугольник в цилиндр и нарисовать три пуговки

  • Сделать боковые надрезы на туловище и вставить деталь с головой снеговика, приклеить метлу.

Готовый снеговик в шапке и с метлой

Изготовление снеговика из бумаги не займёт много времени

  • Игрушки готовы.

Мальчик и девочка держат снеговичков из бумаги

Готовыми поделками можно украсить интерьер группы

«Кресло для Мальвины» — конструирование из бросового материала

  • Склеить 2 коробочки от спичек для спинки и сидения, приклеить боковые коробочки для подлокотников.
  • Когда заготовка подсохнет, раскрасить поделку красками.

Пятеро детей за столом делают кресла из спичечных коробочек

Поделки, раскрашенные красками, смотрятся более аккуратно

«Космическое путешествие» — конструирование из бумаги

  • Подготовить половину листа цветной бумаги для моделирования одной ракеты.

Лист зелёной бумаги

Нужно подготовить половину листа цветной бумаги для моделирования одной ракеты

  • Сложить заготовку пополам, наметив центральную линию сгиба.

Заготовка с линией сгиба

Сложить заготовку пополам, наметив центральную линию сгиба

  • Сложить боковые стороны заготовки к центральной линии сгиба.

Боковые стороны листа сложены

Сложить боковые стороны заготовки к центральной линии сгиба

  • Развернуть лист.

Развёрнутая заготовка с линиями сгиба

Развернуть лист

  • Верхние углы заготовки загнуть к центральной линии сгиба.

Верхние углы загнуты к центру

Верхние углы заготовки загнуть к центральной линии сгиба

  • Правую часть заготовки загнуть к левой линии сгиба.

Правая часть листа загибается

Правую часть заготовки загнуть к левой линии сгиба

  • Левую часть — к правой линии сгиба.
  • Левую часть заготовки загнуть к правой линии сгиба
  • По намеченным линиям сгиба сложить форму ракеты.

Листу придаётся форма ракеты

По намеченным линиям сгиба сложить форму ракеты

  • Перевернуть заготовку.
  • Вырезать форму крыльев.

Готовая фигурка ракеты

Вырезать форму крыльев, и ракета готова

  • Вырезать декоративные детали для ракеты из цветной бумаги, тонировать фон, собрать композицию.

Несколько ракет, размещённых на общем космическом фоне

Готовые работы оформляются в общую композицию

«Медицинский фургон» — конструирование из бросового материала

  • Основой для конструкции станут коробочки из-под сока.

Коробочки из-под фруктового сока

Основой для конструкции станут коробочки из-под сока

  • Разрезать одну коробочку пополам.

Коробочка из-под сока, разрезанная на две половинки

Разрезать одну коробочку пополам

  • Склеить две заготовки для кабины.

Две коробочки из-под сока повернуты торцевой стороной и лежат вплотную друг к другу

Склеить две коробочки для кабины

  • Обвести на листе бумаги зелёного цвета.

Педагог обводит на листе бумаги контуры заготовки

Обвести на листе бумаги зелёного цвета

  • Разлиновать лист, наметить линии разреза.

Лист бумаги с нанесённой разметкой

Разлиновать лист, наметить линии разреза

  • Вырезать уголки.

Вырезанная заготовка фургона из бумаги

Вырезать боковые уголки

  • Обклеить коробочки.

Две коробочки, обклеенные бумагой

Обклеить коробочки бумагой

  • Аналогичным образом обклеить ещё одну коробочку (вторая часть кабины).

Две обклееные заготовки лежат на столе — основа будущей кабины

Аналогичным образом обклеить ещё одну коробочку, получится вторая часть кабины

  • Склеить две части кабины.
  • Склеить две коробочки узкой стороной (кузов) и обклеить цветной бумагой.

Заготовка, обклеенная цветной бумагой

Склеить две коробочки узкой стороной (кузов) и обклеить цветной бумагой

  • Соединить кузов и кабину.

Три заготовки объединены вместе — кузов и кабина

Соединить кузов и кабину

  • Половинки коробки положить на бумагу, обвести, разметить и обклеить.

Две половинки коробочки лежат на листах цветной бумаги

Половинки коробки положить на бумагу, обвести, разметить и обклеить

  • Получившиеся детали приклеить под конструкцию машины.

К кузову и кабине из коробочек добавлены крепления для колёс

Получившиеся детали приклеить под конструкцию машины

  • Вырезать 4 круга из бумаги тёмного цвета, приклеить белые кружочки в середину.
  • Приклеить колёса к кузову и кабине.

Четыре круга чёрного цвета с белой серединой — заготовки для колёс

Вырезать четыре круга из бумаги тёмного цвета, приклеить белые кружочки в середину

  • Оформить кабину деталями (окна и фары).

Оформленная кабина с приклеенными колёсами, фарами и окнами

Оформить кабину деталями (окна и фары)

  • Приклеить трубочки для коктейля к кузову.

Фургон с приклеенными трубочками для коктейля

Приклеить трубочки для коктейля к кузову

  • Из пакета для мусора вырезать заготовку такой формы.

Заготовка для фургона из полиэтиленового пакета

Из пакета для мусора вырезать заготовку такой формы

  • Приклеить кресты и закрыть кузов.

Светло-зелёный медицинский фургон из бросового материала и бумаги

Приклеить кресты и закрыть кузов

«Готический город»

  • Раскрасить коробки-заготовки в разные цвета.

Девочка раскрашивает коробку в оранжевый цвет

Раскрасить коробки-заготовки в разные цвета

  • Прорисовать контуры кирпичной кладки. Воспитатель вырежет стрельчатые окна и двери в готическом стиле.

Два мальчика рисуют на раскрашенных коробочках кирпичную кладку

Прорисовать контуры кирпичной кладки

  • Вырезать заготовки для конусообразных крыш и склеить.

Дети вырезают заготовки для крыш

Вырезать заготовки для конусообразных крыш и склеить

  • Тонировать крыши и прорисовать силуэты черепицы, приклеить к основе домов.

Девочка раскрашивает крышу коричневым цветом

Тонировать крыши и прорисовать силуэты черепицы, приклеить к основе домов

  • Город готов.

Несколько готовых готических домиков выстроены в композицию

Композиция из готовых готических домиков привлекает внимание своей необычностью

«Ёжик из шишек»

  • Из пенопласта вырезать каплевидную форму тела ёжика.
  • Мордочку сформировать в технике папье-маше с использованием туалетной бумаги.

Мордочка ёжика из папье-маше

Мордочку сформировать в технике папье-маше с использованием туалетной бумаги

  • Дождаться высыхания, тонировать серым цветом.
  • Приклеить шишки, оформить глазки и усики.

Ёжик из шишек на подстилке из осенних листьев

Приклеить шишки, оформить глазки и усики

Художественное детское конструирование

Дети любят самостоятельно создавать художественные красивые продукты: они вырезают сказочные фигурки, которые затем можно использовать в играх, создают поделки, предметы для украшения. Детям нравится работать не только с известными литературными героями, но и с собственными придуманными персонажами.

Даже когда ребенок создает во время занятия по конструированию настоящий существующий предмет или образ, он старается его приукрасить, добавив свежие оттенки, внеся изменения в форму или отдельную часть поделки. Но общую структуру ребенок при этом сохраняет.

С бумагой можно работать по разному. Иногда ее требуется правильно смять, скрутить, разорвать, разрезать или согнуть. Сложнее всего детям даются две последних операции. Но при этом они чаще всего используются во время занятий, что позволяет быстро выработать нужный навык.

Методы конструирования

Такие авторы, как В.Г. Нечаева, А.Н. Давидчук, Ф.В. Изотова и другие предлагают различные методы организации учебного процесса по конструированию. Например, это может быть работа с готовыми образцами или моделями.

Также детей нужно обучать конструировать, опираясь на заданные условия. Существует детское конструирование, выполненное согласно чертежу или схеме. Также можно при работе опираться на заданную тему или замысел. Все это требует соблюдения определенных принципов организации труда во время занятий.

Ф. Фребель разработал методику работы по конструированию на основании образца.

Ее суть заключается в том, чтобы дать детям образец постройки, который выполнен из конструктора, бумаги или строительного материала.

Далее нужно продемонстрировать, как сделать такую же поделку. Эта форма дает возможность напрямую передать детям новые знания, которые остается лишь понять, запомнить и воспроизвести на практике.

Хотя этот вид конструирования легко усваивается детьми, он не развивает их творческие способности.

Как провести открытое занятие по конструированию

Открытый показ проводится для того, чтобы презентовать коллегам, а также родителям своих воспитанников эффективные практические наработки и приёмы работы, наглядно представить традиционные и инновационные способы организации и проведения занятия по конструированию, продемонстрировать комплекс развивающих упражнений и игр. Воспитатель делится своим педагогическим опытом, приглашает присутствующих к обсуждению итогов занятия и полезному обмену мнениями.

Выбор темы, алгоритм подготовки и проведения открытого показа аналогичны процессу разработки обычного занятия, и всё же открытое занятие должно соответствовать определённым условиям:

  • высокий уровень профессиональной подготовки педагога, проводящего занятие;
  • ориентация на обучающую работу с начинающими педагогами, включая методические мастер-классы;
  • презентация и популяризация результатов работы педагога в рамках темы самообразования;
  • демонстрация позитивной роли детского конструирования в развитии творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;
  • необходимость психологической подготовки ребят к присутствию большого количества посторонних людей.

Занятие по конструированию в детском саду

При грамотной организации занятий конструирование может не просто стать любимым видом досуга для ребёнка, но и оставить приятные воспоминания на всю дальнейшую жизнь. Обратите внимание, какой наиболее распространённый пример приводят люди старшего поколения, когда рассказывают о внимании к детям во времена СССР и вспоминают о различных Домах школьников и Дворцах пионеров. Чаще всего наши родители упоминают не танцевальные и художественные студии, а именно авиамодельные кружки и секции моделирования.

Технологические карты и схемы

Использование картотеки тем, а также наличие заранее подготовленных схем и заготовок значительно облегчит работу воспитателя, сделает возможным рассмотрение разных тем и их комбинаций. Технологические карты должны быть подготовлены по определённой схеме и включать в себя следующие пункты и разделы:

  1. Тема конструирования.
  2. Цель образовательной деятельности.
  3. Задачи образовательной деятельности.
  4. Предварительная работа.
  5. Организация развивающей среды.
  6. Материалы и оборудование.
  7. Описание этапов проведения с указанием продолжительности каждого из них.

Для облегчения работы и ориентирования детей используются схемы конструирования, рисунки-подсказки, в наглядной форме подсказывающие этапы работы, облегчающие соединение деталей конструкции. Если вы пользуетесь готовыми конструкторами наподобие «Лего», то подобные схемы можно легко найти на сайте производителя.

Самостоятельно изготавливая схему, помните, что она не должна быть похожа на чертёж. Схема должна быть проста и интуитивно понятна ребёнку, вместе с тем подсказывать ему внешний вид готового изделия, число элементов конструкции, места и способы их соединения.

Таблица: пример технологической карты занятия по конструированию

Тема технического конструирования «Мост»
Цель образовательной деятельности Развитие конструктивного творчества у детей посредством работы со строительным конструктором
Задачи образовательной деятельности
  • Образовательная: познакомить детей с понятиями «мост», «переправа», «вес», «прочность», «устойчивость», «узкое место».
  • Развивающие:
    • решение проблемной задачи переправы героя игры,
    • понимание понятий «прочность» и «устойчивость»,
    • развитие умения работать по схеме.
  • Воспитательная:
    • формирование мотивации к коллективному сотрудничеству,
    • формирование навыков коллективного обсуждения и решения задач,
    • воспитание взаимовыручки и взаимопомощи.
Предварительная работа
  • Беседа с детьми о природном рельефе, неровностях и возвышенностях.
  • Мотивирующая сказка-игра (преодоление героем препятствия — водного потока).
Организация развивающей среды Имитация реки, широкого ручья (преграды, для преодоления которой необходим мост) из полиэтиленовой плёнки.
Материалы и оборудование
  • Аудиозапись шума речного потока.
  • Макеты мостов из строительного конструктора.
  • Строительный конструктор (деревянные кубики и другие элементы).
  • Рисунки мостов.
  • Схема-подсказка, помогающая построить мост.
Описание этапов проведения с указанием продолжительности
  1. Подготовительный этап (приветствие, мотивационная сказка-игра) — 5–7 минут.
  2. Основной этап (постановка цели, практическая деятельность, небольшая разминка в процессе) — 10–12 минут.
  3. Заключительный этап (подведение итогов, обсуждение результата) — 3–5 минут.

Фотогалерея: примеры схем конструирования из конструктора «Лего» или аналогичного ему

Простые схемы фигурок из конструктора «Лего»
Конструирование из блоков помогает детям изучать новые геометрические фигуры

Схема сборки полицейского автомобиля из конструктора «Лего»
Можно собрать модель по стандартной инструкции, а затем самостоятельно модифицировать её по заданию воспитателя

Схемы сборки животных из конструктора «Лего»
Моделирование из конструктора может стать любимым занятием и для детей, и для взрослых Схема сборки пожарной машины из конструктора «Лего»
Мальчиков заинтересует возможность самостоятельно сконструировать автомобиль Схема сборки жирафа из конструктора «Лего»
Элементы для конструирования могут быть разных размеров, для младших детей лучше выбирать более крупные детали

Схема сборки гномов из конструктора «Лего»
Из конструктора можно собрать не только дом или самолёт, но и сказочных персонажей Схема сборки самолёта из конструктора «Лего»
Схемы для конструирования должны быть наглядными и понятными ребёнку

Временной план занятия

Рекомендованная длительность занятия в средневозрастной группе составляет 15–20 минут. Общий план занятия может выглядеть следующим образом:

  1. Вступление, организационный момент — 1 минута.
  2. Мотивирующее начало — 3–5 минут.
  3. Показ и объяснение приёмов работы — 2–3 минуты.
  4. Самостоятельная работа детей — 6–8 минут.
  5. Обсуждение работ — 2 минуты.
  6. Заключение — 1 минута.

Таблица: материалы для вводного этапа занятия

Тема занятия Мотивирующее начало
«Неваляшка» В начале занятия воспитатель загадывает детям загадку:
В гости к нам пришла, друзья,
Кукла необычная.
Не сидит, не лежит,
Только знай себе, стоит.
Знают Сашки и Наташки,
Куклы эти… (неваляшки).
Воспитанникам показывается неваляшка, которая спешила к ним в гости. Воспитатель беседует с ребятами, задаёт вопросы: «Как вы думаете, почему эта кукла называется неваляшкой?», «Как играть с неваляшкой?», «Из каких фигур состоит эта игрушка?» и т. д.
Проводится игра «Найди, где спряталась».
Воспитатель говорит, что в гости к ребятам пришла ещё одна неваляшка, но она стеснительная и спряталась за одной из игрушек в комнате. Детям предлагается найти куклу путём словесных предположение (говорят по очереди): «Неваляшка спряталась за машинкой», «Неваляшка стоит за мячиком», «Неваляшка находится сзади куклы Кати» и т. д., пока неваляшка не будет найдена.
«Игрушки-зверюшки» В начале занятия воспитатель показывает детям картинки с изображением диких животных. Ребята называют их, воспитатель вешает картинки на доску. Затем воспитатель говорит, что дикие животные опасны, их поведение может быть непредсказуемым, и предлагает превратить животных с картинок в игрушки (игровой элемент). Для этого воспитанники должны закрыть глаза и одновременно громко хлопнуть 3 раза в ладоши. В это время воспитатель выставляет на стол игрушки-зверюшки, изображения которых будут конструировать ребята.
«Красавица-снежинка» Воспитателем создаётся сюрпризный момент: на столе стоит почтовая коробка, он сообщает детям, что это к ним в группу доставил почтальон, зачитывает адрес (написан реальный адрес детского сада — город, улица, дом, номер детского сада, группа). В коробке обнаруживается письмо, содержание которого воспитатель зачитывает вслух: к ребятам обращаются животные из далёкой Африки, они рассказывают, какой климат в их родном месте и грустят, что они никогда не видели снега, но много слышали о том, какое это удивительное и красивое явление. Воспитатель спрашивает, как бы показать жителям Африки снег, и путём наводящих и подсказок подводит ребят к мысли о том, что снежинки они могут сделать из бумаги и отправить почтой в Африку.

Конструирование как тема по самообразованию воспитателя

Цель работы — продемонстрировать позитивную роль занятия конструированием в развитии личности ребёнка, активизации мыслительных процессов, приобщения воспитанников к миру изобретательства и художественного творчества.

Ориентировочные темы по самообразованию:

  • «Активизация развития творческих и технических способностей посредством конструирования».
  • «Актуальность Лего-технологии и робототехники в свете новых образовательных стандартов».
  • «Использование техники оригами в рамках поисково-исследовательской деятельности детей».
  • «Развитие мелкой моторики посредством детского конструирования».
  • «Сенсомоторное развитие детей в процессе конструирования».
  • «Развитие инициативы и творческих способностей в процессе конструирования».
  • «Художественно-эстетическое развитие детей посредством конструирования из природного материала».
  • «Роль проектной деятельности в развитии творческого конструирования».
  • «Взаимодействие с родителями в процессе приобщения детей к Лего-конструированию».
  • «Математическое развитие детей посредством конструирования».

Анализ занятия по конструированию

Анализ занятия осуществляется педагогом согласно плану по таким параметрам:

  • Цели и задачи:
    • соответствие программным требованиям;
    • учитывался ли уровень подготовки детей (например, дети знакомы с основными приёмами работы или освоили аналогичную технику конструирования);
    • объём материала соответствует возрасту детей.
  • Актуальность темы (тема занятия соответствует текущему времени года, приурочена к наступающему празднику).
  • Содержание:
    • актуализация ранее освоенного материала;
    • пояснение нового материала;
    • практическое закрепление нового опыта.
  • Методика:
    • актуальность, эффективность, новизна дидактического и наглядного материала;
    • соответствие словесных приёмов (стихотворений, загадок) теме занятия;
    • подготовка раздаточного материала и инструментов;
    • использование приёмов снятия физической и умственной усталости (физкультминутки, пальчиковая или зрительная гимнастика).
  • Поведение детей:
    • вовлечённость всех воспитанников, степень их заинтересованности;
    • степень самостоятельности и осознанности действий;
    • уровень дисциплины.
Источники
  • https://paidagogos.com/konstruirovanie-v-starshey-gruppe-iz-bumagi.html
  • https://www.getsoch.net/konspekt-zanyatiya-po-konstruirovaniyu-v-tehnike-origami-podarok-oseni-v-podgotovitelnoj-gruppe/
  • https://www.art-talant.org/publikacii/26581-konspekt-zanyatiya-po-konstruirovaniyu-iz-bumagi-dlya-starshey-gruppy-na-temu-postroim-gorod-buduschego
  • https://podrastu.ru/deyatelnost/detskoe-konstruirovanie.html
  • https://miazar.ru/origami/origami-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy/
  • https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/konstruirovanie-v-starshey-gruppe.html
  • https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/konstruirovanie-v-detskom-sadu.html
[свернуть]
Смотрите также:  Поделки из теста своими руками.