Skip to content
 

Учимся читать играя

Доброго времени суток, дорогой мой читатель!

В статье Как научить ребенка читать мы с вами уже разобрали такие моменты, когда начинать учить ребенка читать и с чего начинать обучение.

Я уже обращала ваше внимание, что в дошкольном возрасте все обучение строится на игре. И сегодня поговорим на тему:

Учимся читать играя

Когда вы познакомите ребёнка со всеми буквами, предложите ему ежедневно просматривать их, предварительно разложив их на столе. Научите его максимально быстро узнавать буквы, сначала проговаривая вслух, а потом «про себя».

Чтобы ребёнок лучше усвоил буквы, и повысилась скорость их узнавания при чтении, предложите ему самому указкой или карандашом показывать на одну из 4 букв и называть её в следующей последовательности:

  • б – а, г – а, д – а, в – а, г — а и т. д. в течение 20–30 сек., постепенно увеличивая скорость узнавания.
  • Затем берете за основу «б» и делаете то же: а – б, в – б, г – б, д – б,
  •  и последнюю «г»: а – г, б – г, в – г, 2 – 3 мин. на все 4 буквы.

Затем следующие 4 буквы, и так весь алфавит. Буквы, которые ребёнок медленно вспоминает, можно повторять несколько раз.

В помощь вам предлагаю упражнения:

Упражнение 1. Сделайте набор букв из пенопласта или буквы для магнитной доски. Ребёнок показывает букву, вы её называете, а он обводит букву карандашом.

Упражнение 2. Дайте ребёнку книгу-сказку. И пусть ребёнок выкладывает слова из разрезной азбуки.

Упражнение 3. Дайте ребёнку счётные палочки или очищенные спички. Пусть ребёнок выкладывает из палочек буквы, а вы называйте букву. Затем поменяйтесь ролями.

Упражнение 4. «Нахождение буквы среди других».

Детям показывают рисунок, на котором хаотично изображены буквы, различающиеся между собой цветом, размером, шрифтом.

Предлагается определить сколько на рисунке букв А, Б и т. д. Если на рисунке изображено только по одной букве алфавита, то можно предложить детям найти и показать все буквы от А до Я.

А можно для этой игры использовать и те наборы букв, которые у вас есть. Только предложите ребёнку выйти из комнаты, а в это время расположите буквы хаотично. Затем ребёнок входит и отыскивает нужную букву. Можно поменяться ролями, и тогда вы будете находить буквы (сделайте ошибки – это доставит вашему ребёнку большое удовольствие, и он вас поправит).

Упражнение 5. Показывайте ребёнку предметы или игрушки вперемешку с буквами, а он будет их называть (игрушки и предметы подбирайте на эту же букву). Потом ребёнок показывает игрушки и буквы, а вы отгадываете их.

К трём годам ребёнок может знать все буквы и даже цифры. Однако у всех детей это происходит по-разному. Если ваш ребёнок усвоил буквы в 4 или 5 лет, то это очень хороший результат. Главное не пытайтесь форсировать этот процесс.

В обучении детей 3–5 лет главным методом является игра. Чем она интереснее, тем; легче идёт обучение.

В это время ребёнок сознательно начинает знакомиться с иллюстрированными книжками, рассматривает в них рисунки, буквы, бессознательно выделяет первые звуки в словах.

Попробуйте дать ему первоначальные понятия о буквах и звуках, объясните в чём их сходство и различие. Казалось бы буква «О» и звук «О» очень похожи, можно сказать, что это просто «О» и всё. Однако звук и буква – это совсем не одно и то же. Сравните слова: горка и гора. Буква «О» передает в них разные звуки [о, а].

Так как же их различать? И как объяснить это различие детям? Чем «делается» буква? Рукой с карандашом или ручкой.  А чем «делаются» звуки речи?  Ртом.

Воспринимается буква – глазами. Мы её видим. А звук – ушами. Звук мы слышим.

Можно ли услышать буквы? Нет. Буква глуха и нема. Но у неё есть название – имя, значит, её можно сказать и увидеть. Но сами буквы молчат.

А можно ли увидеть звуки? Нет! Звуки невидимы, их мы воспринимаем только на слух.

Если ребёнок через некоторое время усвоил, в чём состоит различие между буквами и звуками, можно начинать специально выделять отдельные звуки в словах.

Путь дошкольника к быстрому и свободному чтению лежит через игры в звуки и буквы. Чтение – это перевод букв в звучащую речь. И начинать надо с игр на интонационное выделение звуков в слове.

И здесь вам помогут игры-звукоподражания:

Игра 1.

Ты слышал, как жужжат пчёлы? Попробуй пожужжать так же – ЖЖЖ. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот так: «Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пирожками и мороЖЖЖеным.»

Такие игры, как правило, очень нравятся детям. Сначала они повторяют за взрослым, а затем и самостоятельно находят слова со звуком Ж, выделяя его голосом.

 Игра 2.

Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин: «Я ВВВожу оВВВощи. А ты что ВВВозишь? Ты умеешь поВВВорачиВВВать напраВВВо? А налеВВВо? ДаВВВай посореВВВнуемся – кто лучше заВВВодится. ВВВВВВВ…»

Игра 3.

Можно звукоподражательные игры проводить, читая детские стихи.

Выделение звука К.

Много разных есть ККлючей:
Ключ – родник среди ККамней,
ККлюч скрипичный, завитой,
И обычный ККлюч дверной.

Выделение звука Л.

Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Подлавку залезть было лень,
Искала булавку весь день…

Выделение звука Т.

Тигр – он страшный зверь, но всё же
Тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам её боится.

Выделение звука С.

Слонёнок удивил ребят,

Слонёнок стал на самокат,
Немножко покатался –
И самокат сломался.

Выделение звука Р.

Роса искрится на траве.

Река струится в синеве.

Резвится рыбка на волне.

Рыбак рыбачит в тишине.

После того, как ребёнок научился усиливать и выделять отдельные звуки в звукоподражательных играх, можно начинать учиться выделять звуки в отдельных словах.

Игра «Кто больше»

  1. 1.  Взрослый предлагает ребенку  придумать  слова, в  которых  звук   [ а ] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).
  2. 2.  Назови имена людей, клички животных, в которых звук[ а ] был бы в начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Бурёнка, кнопка).
  3. 3.  Вспомни слова о зиме со звуком [ а ] (зима, горка, сосулька, санки, варежки), без звука [ а ] (Дед Мороз, лёд, лыжи, холод, снег, коньки).
  4. 4.  Перечисли месяцы года, в которых есть звук [ а ] (январь, февраль, март, апрель, май, август).

Такую же игру можно проводить с любым звуком. Например:

  1.  Назовите игрушки, в названии которых есть звуки [ л ] (кукла, клоун, лягушка).
  2.  Подбери слова, начинающиеся на последний звук слова стол.
  3.  В домик надо поселить животных: зайца, кенгуру, ёжика, лошадь, овцу, зебру, лося, белку, волка, козу. Под одну крышу могут попасть только животные, в названии которых есть звук [ л ].
  4.  Придумайте слова, оканчивающиеся на ль (соль, моль, даль, быль, пыль, щель, роль).

 Игра «Кто внимательный»

1. Найдите одинаковый звук в словах: роза, стрекоза, рот, рысь (р).

2. С какого звука начинаются слова? Стул, сани, собака, сорока, сыр, смородина (с).

3. Хлопни в ладоши, если услышишь «у в словах: яблоко,
ёлка, Эдик, Елена, Юра, юмор, улица, яма.

4. Назови предметы, которые можно погрузить на корабль: в их названии должен быть звук [ у ] (утюги, ружья, ульи, утки, груши и т. д.).

 Игра в слова

Взрослый: Я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно кончается, и отвечаешь мне другим словом, которое начинается с этого звука.

Взрослый: Слон.

Ребёнок: Нос.

Взрослый: Окно, правильно?

Ребёнок: Нет, у меня был нос, последний звук С. Игра продолжается дальше.

Но если ваш ребёнок никак не может усвоить правила игры, возьмите кубики с нарисованными словами и расположите их так, чтобы следующий кубик начинался на последнюю букву. Арбуз – зонт, топор, рак, ключ, чайник.

 Игра «С какого звука начинается слово?»

Взрослый говорит: «Буратино скоро пойдёт в школу, а сегодня он пришел к тебе в гости, чтобы узнать с какого звука начинается его имя». Ребёнок определяет. Тогда взрослый предлагает вспомнить слова, начинающиеся на звук [ б ]. Потом ребёнок определяет, на какой звук начинаются имена членов его семьи и его имя.

 Игра «Магазин»

На «прилавке» расположены разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши,  ластики,  пуговицы,  яблоки,  печенье,  конфеты  и т. д. «Продавец» – взрослый. Ребёнок приводит в магазин «покупателей» – это куклы к игрушечные звери. Каждый покупатель выбирает себе товар на свой вкус. Продавец продаёт товар только в том случае, если покупатель правильно назовёт первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Так, например:

Продавец: Мишка, что ты выбрал себе?

Мишка (ребёнок): Я хочу купить конфеты.

Продавец: За конфету надо заплатить первым звуком этого слова. Спой его.

Мишка: КК.

Продавец: Правильно, молодец, можешь забрать конфету.

Если ребёнок затрудняется ответить за игрушку, то взрослый берёт другую игрушку и подсказывает первую букву.

В следующий раз можно поменяться ролями: ребёнок станет продавцом, а взрослый будет отвечать за покупателей.

Удобны и полезны для работы со звуками и скороговорки. Только применять их лучше в игровой форме. Их могут «произносить» или игрушки, или диктор по радио, или ещё кто-то.

Можно порекомендовать такой набор скороговорок:

 

Алёша Ульяне
Сигнал подаёт.
Ульяна услышит –
Алёшу найдет.Воробья врачи спасли,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами,
Волновал траву с цветами.

 

Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.

 

Жужжит жужелица,
жужжит, кружится.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

 

Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.

 

Соня Зине
Принесла бузину в корзине.

 

Кошка-крошка на окошке.
Кашку кушала по крошке.

 

Оставьте пожалуйста свои комментарии. Поделитесь своим опытом, как вы учите читать своих детей?

Популярные статьи

4 комментария

  1. Светлана:

    Чудесная идея — учиться читать в процессе игры! Для малыша двойная польза: и обучение и возможность весело провести время в общении с родителями.

  2. Елизавета:

    Отличная статья! Так подробно описано техника обучения буквам.Молодым мамам огромная польза от вашего сайта.

  3. Laralaram:

    какие у вас великолепные статьи!

  4. Laralaram:

    я уже писала о том, какой у вас чудесный сайт… ещё раз скажу — чудесно! жаль, что уже не преподаю!

Написать отзыв