Skip to content
 

Основные принципы закаливания

Доброго времени суток,  дорогие мои читатели!

Сегодня хочу предложить вам поговорить о закаливании детей. Очень часто, большинство людей имеют поверхностное представление о закаливании, не достаточно зимой  купаться в проруби и ходить по снегу босиком.

Закаливание человека надо начинать с раннего детства, так как именно дети нуждаются хорошо организованной системе закаливания.

Думаю, что  нет нужды говорить, насколько велика роль родителей в осуществлении всей системы закаливания, ведь у детей нет другой возможности тренировать и укреплять резервные мощности организма.

Что должны знать родители, чтобы правильно закаливать своего ребенка:

  1. Принципы и механизмы действия закаливающих факторов.
  2. Технику и методику закаливания.

Что значит закалять:

  • это систематическое, многократное, дозированное воздействие на организм теми факторами, которые часто являются причиной заболеваний.
  • вызвать устойчивое протекание всех физиологических процессов при любых изменениях температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и  др.
  • закаливание – это образ жизни!

Основные принципы закаливания

Во-первых, надо учитывать  возрастные и индивидуальные особенности ребенка:

  • состояние его здоровья,
  • физического и психического развития,
  • топологические особенности нервной системы,
  • индивидуальную чувствительность к действиях закаливающих агентов.

Учитывая индивидуальные особенности детей их можно разделить на группы (данные Г.П.Юрко и др.) которым требуется разная закаливающая нагрузка.

  • К I группе относятся абсолютно здоровые дети, с которыми уже проводились закаливающие процедуры
  • Ко II группе относятся дети, перенесшие острые заболевания и ранее не закаливаемые, таких детей относят к группе риска.
  • К III группе относятся  дети, которые часто болеют, имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья.

В раннем возрасте большую часть малышей можно отнести к III группе закаливания, и при организации закаливающих процедур лучше ориентироваться на таких детей. Что это значит: процедуры должны быть частыми и короткими и при этом не стоит понижать температуру.  А чтобы усилить эффект постепенно увеличить время действия или так же постепенно уменьшить температуру закаливающего фактора.

Систематичность так же важный принцип закаливания – это регулярное повторение всех процедур и воздействий. Я уже обращала ваше внимание, что закаливать человека надо с самого рождения и делать это на протяжении всей его жизни.

Невозможно закалить один раз и навсегда. Прекращения закаливающих процедур может привести к частым простудным заболеваниям.

Закаливание детского организма должно стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка. Эффект достигается только тогда, когда потребность  в закаливающей процедуре станет такой естественной, как например, потребность в еде или сне.

Следующий  принцип – многофакторность  закаливания. Система закаливания должна включать разные факторы: холод, тепло, механическое воздействие воздуха (сквозняк), действие воды и др. И силу воздействия закаливающих факторов увеличивать постепенно.

Очень важно сочетать действия местных и общих закаливающих факторов – это еще один принцип.  Не достаточно только обливать ежедневно ножки, устойчивость организма достигается при чередовании общих процедур с местными, причем местные процедуры должны быть направлены на более чувствительные к холоду области (стопы, носоглотка, поясница)

Чтобы ребенок не привыкал к действию какой-то одной процедуры, необходимо соблюдать принцип полиградационности – периодически менять  температуру или продолжительность процедуры и т.д.

При проведении закаливающих процедур следует учитывать предшествующую деятельность ребенка, так как интенсивные мышечные нагрузки или какие-то  эмоциональные реакции могут затормозить термовосстановительный процесс после охлаждения даже у здорового ребенка.

Еще один важный принцип – все закаливающие процедуры нужно проводить на разных уровнях терморегуляции, т.е. в покое при различной двигательной активности.

Эффективность закаливающих процедур будет достигнута только при положительной эмоциональной реакции ребенка. Если ребенок не в настроении, плачет, испытывает дискомфорт, то конечно же никаких закаливающих процедур быть не должно. Здесь он быстрее заболеет от действия (даже кратковременного) холодного фактора, чем закалится.

Вообще реакция ребенка на закаливающую процедуру – хороший барометр, который помогает правильно ориентироваться при определении тактики закаливания (снижать или не снижать температуру, удлинять время действия закаливающего фактора или нет и т.д.)

Иногда отрицательное отношение ребенка к любым водным процедурам является первым симптомом начала острого заболевания или каких-то более серьезных отклонений.

Сегодня мы разобрали основные принципы закаливания, в следующей статье более подробно разберем методы закаливания.

Комментарии приветствуются. Спасибо!

Популярные статьи

Написать отзыв