Skip to content
 

Басни

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

Сегодня басни в рубрике читаем детям. Но прежде давайте вспомним, что же такое басня? За разъяснениями я обратилась к википедии.

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе.

С баснями этого автора я и хочу сегодня познакомить вас.

Эзоп -банописец, величайший благодетель человечества, по доле своей был раб, а по роду своему — фригиец из самой Фригии. С виду он был урод уродом: для работы негож, брюхо вспученное, голова что котел, курносый, грязный, кожа темная, увечный краноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые — такое чудовище, что встретишься страшно. А еще того хуже  — был он немой и совсем не мог разговаривать.

Интересно? Еще бы! В жизнеописании Эзопа так же будет рассказано, как чудесным образом он обретет дар речи… У этого описания нет автора: оно народное. К какому жанру словесности можно его отнести? А вам образ Эзопа не напоминает (хоть чем-то) образы героев русских волшебных сказок?

Басни

Лев и лисица

Лес состарился, не мог уже добывать себе еду силой и решил это делать хитростью: он забрался в пещеру и залег там, притворяясь больны; звери стали приходить его проведать, а он хватал их и пожирал. Много зверей уже погибло; наконец, лисица догадалась о его хитрости, подошла и, встав поодаль от пещеры, спросила как он поживает. «Плохо!» — ответил лев и спросил, почему же она не входит. А лисица в ответ: «И вошла бы, кабы не видела, что в пещеру следов ведет много, а из пещеры — ни одного».

Так разумные люди по приметам догадываются об опасности и умеют ее избежать.

Лиса и козел

Лиса упала в колодец и сидела там поневоле, потому, что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду – уж так то уж она хороша! – и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды, напился водицы и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца; вылезла и пошла прочь.

Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лисица обернулась и молвила: «Эх, ты! Будь у тебя столько ума в голове, сколько волос на бороде, ты бы, прежде чем войти, подумал, как выйти».

Бесхвостая лисица

Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому всех лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье. Собрала она всех лисиц и стала убеждать их отрубить себе хвосты: во-первых, потому что они не красивые, а во-вторых, потому что это только лишняя тяжесть. Но одна лисица на это ответила: «Эх, ты! Не дала бы ты нам такого совета, не будь тебе самой это выгодно».

Басня относится к тем, подает советы ближним не от чистого сердца, а ради собственной выгоды

Путники и медведь

Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов медведь не трогает.

Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева и спрашивает, что это медведица шепнула ему на ухо. А то в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают тебя в беде!»

Волк и коза

Волк увидел козу, которая паслась над обрывом; добраться до нее он не мог и стал ее упрашивать спуститься вниз: там, вверху, можно и упасть ненароком, а тут у него и луг, и трава для нее самые прекрасные. Но ответила ему коза: «Нет, не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том, что есть тебе нечего».

Так, когда дурные люди замышляют дурное против разумных, то все их хитросплетения оказываются ни к чему.

Волк и цапля

Волк подавился костью и рыскал, чтобы найти кого-нибудь себе в помощь. Встретилась ему цапля , и он стал сулить ей награду, если она вытащит кость. Цапля засунула голову в волчью глотку, вытащила кость и потребовала обещанной награды. Но волк в ответ: «Мало тебе, любезная, что ты из волчьей пасти голову целой вынесла, — так тебе еще и награду подавай?»

Басня показывает, что, когда дурные люди не делают зла, это им уже кажется благодеянием.

Понравилась статья? Поделитесь ею в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать отзыв